Амурским дошколятам рассказывают про деньги, зарплату и то, как ее правильно потратить

Амурских дошколят обучают основам финансовой грамотности. Наш корреспондент побывал на таком занятии.

Клад и машина времени

Путешествия на «машине времени», поиски клада, самостоятельное изготовление монет - так детям в амурских детсадах рассказывают про деньги. В Приамурье начали курс «Основы финансовой грамотности». Проект реализуется в рамках соглашения, заключенного Центробанком России и региональным Минобрнауки. Планируется охватить 484 дошколят в возрасте 6-7 лет из 15 детсадов и 685 школьников от 15 до 17 лет из 10 школ. Финансовую грамотность будут прививать детям в Благовещенске, Белогорске, Зее, Райчихинске, Тынде, Шимановске, Ивановском, Константиновском, Михайловском, Серышевском районах. Причем самый большой охват в Белогорске - шесть детсадов и одна школа. Наш корреспондент побывал на двух занятиях в детском саду №68 в Благовещенске.

Как рассказала заведующий детским садом №68 Светлана Коновалова, обучение финансовой грамотности ведется уже с сентября. Причем не только в виде специальных тематических мероприятий. Больше читают сказки вроде «Золотого ключика», где Буратино закапывает монетки, играют в сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Аптека».

- Одна из важных форм - работа с родителями. Необходимо вовлекать их, - рассказывает Светлана Коновалова. - Если мы с одной стороны будем доносить до детей основы элементарных финансовой грамотности, то результата как такового не получим. А когда участниками образовательных отношений становятся не только дети, но и родители, мы можем достичь успеха. У нас есть комплексно-тематический план, разработанный институтом развития образования. Он примерный, педагог может варьировать тематику. Формы донесения темы до детей педагог выбирает самостоятельно.

Из планов на будущее в детском саду №68 - провести совместную образовательную деятельность с родителями (законными представителями). Представители разных профессий (например, бухгалтеры, банкиры, кассиры) расскажут дошколятам о своей работе. В апреле 2019 года планируется совместное мероприятие с работниками амурского отделения Центробанка. А занятия, на котором побывал наш корреспондент, вели воспитатели детсада.

Первая группа детей нашла таинственную записку, в которой рассказывалось о кладе. Они довольно быстро нашли сундучок, в нем оказались монеты. Их посчитали, и выяснилось, что каждому ребенку досталось в итоге по рублю. Но воспитатель объяснила, что в жизни люди очень редко находят клады, и чтобы получить деньги нужно работать. Дошколята рассказали, кем работают их родители: бухгалтерами, менеджерами, медсестрами. Потом поиграли в игру с веселыми и грустными человечками, объясняя, почему они такие. Так, по их версии, веселому человечку дали зарплату, выдали премию, он сумел купить собаку, успел вовремя на работу. В заключении ребятам раздали листочки, попросили разделить их на три графы («доходы», «расходы» и «остаток») и дали домашнее задание - заполнить их дома с помощью мам и пап.

Вторая группа детей вместе с родителями надели очки, произнесли заклинание и отправились на машине времени в прошлое. Там им воспитатель рассказала историю появления денег - как люди научились изготавливать орудия труда и посуду, выращивать растения и животных, потом стали обмениваться и как для удобства обмена начали использовать различные эквиваленты товаров, прообразы денег: раковины, зерна кофе. А потом придумали монеты, банкноты и банковские карты. Чтобы закрепить полученные знания, дети с родителями сами изготовили монетки почти так, как это делали в древности. Раньше брали металлический прут, рубили его на кусочки, расплющивали их. Именно поэтому, кстати, рубли получили свое название. Вместо серебряного или медного прута подготовили скрученную в трубочку фольгу. Когда дети «вернулись» обратно в детский сад с помощью «машины времени», получили задание: попросить у родителей банкноты, внимательно рассмотреть их и потом рассказать в садике, какие водяные знаки увидели. 

Дети - «продвинутые»

Сейчас время такое. Говорят, что всегда время одинаковое, но это не так, - считает Марина, мама воспитанницы детского сада Алисы. - Сейчас финансовый вопрос очень важен, всех касается - и детей, и взрослых. И они должны знать цену деньгам, как деньги зарабатываются, трудно ли родителям их заработать. В общем, ребенок должен об этом все знать. Поэтому мы рассказываем, что такое зарплата, что мы живем на такой-то бюджет, что я могу себе это позволить, а это не могу.

Шестилетняя Алиса призналась нашему корреспонденту, что уже сама когда-то копила деньги, которые ей давали родители. А еще она уже самостоятельно ходит в магазин за хлебом по просьбе родителей и может посчитать сдачу, которую ей дали продавцы. Еще она сама покупала в магазине игрушки, конфеты и мороженое.
Сверстник Алисы Семен поведал, что копит деньги и собирает их в кошелек.

- Рассказываем, что папа и мама зарабатывают, что надо деньги рационально тратить, не на всякие безделушки, а покупать определенные нужные вещи. Но иногда позволяем покупать то, что он хочет, - рассказала мама Семена Анна. - Я думаю, что сейчас дети очень современные, продвинутые. Нужно им об этом рассказывать, так как не за горами школа. У меня ребенок уже посещает магазин самостоятельно, покупает домой хлеб, молоко.

Центробанк

Сотрудники Отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации провели свой первый урок на базе детского сада №15 в Благовещенске. Детям показали красочную презентацию об истории возникновения денег, рассказали о том, как проводились расчеты в старину, и объяснили, для чего нужны деньги в настоящее время. Во время урока ребята разгадали немало загадок о деньгах, поучаствовали в конкурсе «открой вклад в банке», вспомнили литературные произведения, в которых упоминаются деньги. Их вниманию была предложена интерактивная сказка о путешествии монеток, с помощью которой они узнали, как формируется цена товара. Кроме того, ребята с легкостью выбрали из множества образцов денежных купюр разных стран российские деньги. В завершение урока детям подарили  сундук с сокровищами в виде шоколадных слитков и монет, каждому была вручена грамота за активное участие и книжка «Финансовые сказки для детей».

Ребятам занятие очень понравилось, отмечают в пресс-службе амурского отделения Центробанка. Во время урока они проявили заинтересованность и показали свои знания. Больше всего ребята интересовались тем, кто такие банковские работники, также они поделились своими собственными представлениями о работе банков.
«Проведение таких мероприятий очень важно, поскольку они формируют у детей элементарные экономические представления, а значит, и закладывают базис для финансовой грамотности», - отметила представитель Отделения Благовещенск Банка России Татьяна Щерба.

Сергей НАБИВАЧЕВ.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости