Герб Благовещенска: cделаем лучшим в России

Недавно большой резонанс вдруг возник вокруг проекта герба Благовещенска. Спустя примерно пять лет после его возникновения о нем пишут даже в федеральных средствах массовой информации. Предлагаемый геральдический символ обсуждают известные отечественные специалисты. В частности, свое мнение высказал российский геральдист Михаил Медведев. Корреспондент «ТЕЛЕПОРТ.РФ» (18+) был инициатором изменений и членом рабочей группы, которая разрабатывала проект герба. Ему и держать ответ перед критиками. Возможно, общими усилиями получится сделать герб Благовещенска лучшим в России: либо конструктивными предложениями, либо даже финансовой поддержкой. Ведь за предлагаемый вариант профессиональным художникам уже заплачено, а за альтернативы, если их будут реализовывать – еще только предстоит раскошелиться.

Ответ геральдисту

О проекте герба Благовещенска высказался известный геральдист Михаил Медведев. Личность в своей сфере более чем заметная и авторитетная: член Геральдического совета при Президенте до 2019 года (тот самый орган, который принимает гербы и флаги в Государственный регистр), председатель Гильдии геральдических художников, а заодно Член-корреспондент Королевской Мадридской академии генеалогии и геральдики, член Швейцарского геральдического общества, член Польского геральдического общества, член Шотландского геральдического общества, член общества Геральдических Искусств Британии. То есть, не прислушаться к мнению такого специалиста нельзя. Его комментарий опубликовала «Газета.ру».

Инстаграм-паблик «Амурские отголоски», с подачи которого и начались бурные обсуждения герба,  почему-то воспринял слова геральдиста как разгромную критику проекта. Но это не совсем так. Скорее, проект не во всем соответствует принципам и вкусам конкретного специалиста. Что не делает его неприемлемым.

По мнению Михаила Медведева сочетание религиозной и советской символики выглядит «диким контрастом». Далее приводится прямая речь, из которой ясно, что речь не про критику проекта герба Благовещенска, а про отражение в нем тенденций, которые наметились в государстве. Того, что Медведев назвал попыткой «сохранить атрибуты и имперского, и советского величия».

«Это не глумление, а трагическая эклектика, в которой мы оказались, — приводится цитата Медведева. — Герб отражает эти реалии — не столько исторические, сколько идеологические. Некую неразборчивость и неготовность выбрать какой-то определенный род исторической значимости».

Рабочая группа по разработке герба Благовещенска, в состав которой входили люди самых разных политических и религиозных убеждений в ходе долгих обсуждений, пришла к согласию: верующие приняли ленту Ордена Октябрьской революции (орден прославляет не революцию, а трудовой подвиг благовещенцев советской эпохи), а неверующие не возражали против фигуры епископа (в конце концов, прообраз этого щитодержателя – святитель Иннокентий, который не только священник, но и выдающийся государственный деятель, просветитель и организатор).

Отметим, что эта так называемая «трагическая эклектика» имперских (или религиозных) и советских атрибутов прослеживается в ряде современных российских гербов. Яркий пример – герб Московской области. Размещенный на щите всадник (понятно, что это конкретный православный святой – Георгий Победоносец) прекрасно сочетается с тремя лентами Ордена Ленина. Автор идеи герба – Константин Моченов, соучредитель и член Гильдии геральдических художников, которую возглавляет Михаил Медведев.

Сочетаются советская, религиозная и имперская тематики в гербе Вологды: там и Рука Божья, выходящая из облака, и золотая держава в ней, и лента Ордена Октябрьской революции. Герб Смоленска вообще насыщен самым разнообразными деталями из разных эпох: здесь и знамена с вензелем Александра I, и ленты Орденов Ленина и Отечественной войны, и Звезда Города-Героя, и георгиевская лента.

Кстати, к проекту герба Благовещенска приложил руку геральдист из Екатеринбурга Александр Грефенштейн – также коллега Михаила Медведева по Гильдии. При работе над гербом ему, по всей видимости, не показалось неуместным сочетание религиозных и советских символов. Ничего неуместного не нашел и Государственный герольдмейстер, доктор исторических наук, заместитель директора Эрмитажа Георгий Вилинбахов. Напомним, он назвал предложенное геральдическое решение безупречным, а также предрек гербу статус одного из лучший муниципальных символов в стране. Поэтому можно приводить сколько угодно мнений «против» эклектики – это все будет «дело вкуса», а объективная реальность в том, что проект называл «безупречным» самый главный специалист по геральдике в стране. 

Что касается работ самого Михаила Медведева, то, судя по всему, он действительно придерживается озвученного им принципа и не смешивает имперское (или религиозное) и советское. Как правило, в созданных им гербах отсутствуют ленты советских орденов, даже если они могли бы быть. Из того, что мы нашли, единственное исключение – герб Липецкой области с лентой Ордена Ленина (как у герба Амурской области), но зато «имперского» или «религиозного» в гербе, вроде бы, нет. Но это личный принцип конкретного художника. И такого же подхода коллеги-геральдисты Михаила Медведева придерживаются далеко не всегда.

Следующий довод, которое издание приписывает прославленному геральдисту, нас немного удивил. Либо что-то вырвано из контекста, либо геральдист просто не знакомился с геральдическим описанием проекта. Использование реальных исторических личностей он назвал не лучшим решением. С этим нельзя не согласиться. Использование реальных исторических личностей в геральдике запрещено. Но этот запрет постоянно успешно обходят: в официальном описании речи об исторических персоналиях не идет. Но при этом все прекрасно понимают, кто изображен. И этот подход используется весьма широко. Так в качестве щитодержателя в гербе Омска появился Петр I, «замаскированный» под солдата петровской эпохи. Собственно, так же после рекомендаций и разъяснений Геральдического совета возникли и безымянные в геральдическом описании епископ и генерал. Если говорить о самом главном гербе страны – государственном, то в официально его описании нет ни слова про Георгия Победоносца. Но все знают, кто поражает змия на российском гербе.

В качестве альтернативы Муравьеву-Амурскому Михаил Медведев предложил грифона. Почему именно его – в материале не разъяснили. В свое время «Амурская правда» упоминала, что этот случай был еще при мэре Александре Колядине, который очень удивился грифонам. И мифические звери так на благовещенском гербе и не появились.

Кроме того, геральдист подтвердил сам факт необходимости обновления герба, порекомендовал использовать золотую корону с пятью зубцами, подтвердил правильность отказа от венков вокруг щита (правда, лично он бы и ленту Октябрьской революции не стал бы размещать, но, как сказано выше, это дело его вкуса)  и назвал не лишенным остроумия моментом лазоревый цвет одеяний епископа – как будто празднуется Благовещение. Здесь он верно уловил замысел авторов герба. Правда, эту часть материала паблик «Амурские отголоски» почему-то цитировать не стал.

В материале «Газеты.ру» приводятся также слова историка Евгения Спицына. Судя по его высказываниям, он довольно далек от геральдики. Он так и не привел ни одного довода, основанного на правилах геральдики, а также не смог определиться: то ли проект издевается над советскими символами, то ли над религией. Поэтому разбирать его точку зрения не будем. Это сделал благовещенский историк Владимир Пушкарев.

«Амурским отголоскам»

Резонанс вокруг герба начался с того, что инстаграм-аккаунт «Амурские отголоски» сделал серию публикаций, первая из которых была озаглавлена «Городу тайно меняют герб». Сама постановка вопроса озадачивает. «ТЕЛЕПОРТ.РФ» регулярно публиковал новости о деятельности рабочей группы, собранной в этом году мэрией Благовещенска, сообщал  и о грядущих публичных слушаниях. Да и администрация областного центра на своем официальном сайте публиковала сообщение о публичных слушаниях. Но на них никто из горожан не явился. Хотя инициаторы изменений были готовы ответить на все вопросы. В прежние годы и наш портал, и многие другие СМИ писали о гербе очень много. Все заинтересованные лица могли не только уяснить для себя необходимость перемен в гербе, но и предложить свои альтернативные варианты. Правда, работа профессиональных художников-геральдистов стоит немало. В свое время амурский меценат Анатолий Телюк из личных средств заплатил несколько десятков тысяч рублей за рисовку герба с епископом и генералом. Это своеобразный прощальный подарок выдающегося краеведа любимому городу, который город пока еще не принял.

Затраты повлекла бы, к примеру попытка реализации предложения известного амурского коллекционера и члена сообщества «Амурские отголоски» Руслана Башмакова. Он заявил, что нужно разместить в качестве щитодержателей купца и старателя. Вариант достойный. Но Руслану Башмакову пришлось бы для создания рисунка либо заплатить из своего кармана, либо делегировать это право городскому бюджету.

Далее в посте «Амурских отголосков» идут рассуждения о том, нужно ли вообще вносить изменения в герб. Впоследствии администрация паблика, по всей видимости, разобралась, что нужно – о чем и было мимоходом упомянуто в одном из следующих постов. Поэтому сильно заострять внимание на правовых моментах не будем. Не станем затрагивать и вопрос о короне и ленте – про это неоднократно разъяснялось на нашем портале.

Основные претензии «Амурских отголосков», как нам показалось, относятся к выбору щитодержателей и присутствию «религиозной» составляющей. Из этого могло появиться предположение: проект якобы инициировала Благовещенская епархия. Ответственно заявляем: православная церковь практически никакого отношения проекту не имеет. Предложение разместить таких щитодержателей исходило от Геральдического совета. Уже в этом году к рабочей группе по приглашению мэрии присоединился кандидат исторических наук и преподаватель Амурской медакадемии Владимир Пушкарев, который по совместительству является сотрудником епархии. Через его посредство на самом заключительном этапе работы над гербом у священнослужителей уточнили одеяния епископа. Этим участие церкви в проекте ограничилось.

Что касается претензий к самому факту присутствия епископа. Россия — государство светское, но это не означает автоматического запрета на религиозную тематику в геральдике. Она в российских гербах представлена широко, начиная с гербов Российской Федерации и Москвы, где изображен поражающий змия Георгий Победоносец. Христианские мотивы можно встретить: на новом гербе Петропавловска, где щитодержателями являются апостолы Петр и Павел, на гербе Архангельска, где на щите изображен архангел. Это только самые известные примеры. Кроме того, христианская тематика присутствует на внесенных в государственный регистр гербах: Самойловского сельского поселения Ленинградской области (ангел с мечом), Архангельской области, города Софрино Московской области (два серафима), Борисоглебского района Ярославской области (Борис и Глеб), Фировского района Тверской области (монах – Нил Столбенский), села Малоархангельское Забайкальского края (архангел Гавриил), ЗАТО Власиха Московской области (святая Варвара), города Пересвет Московской области (святой Александр Пересвет), Железнодорожного Калининградской области (Петр и Павел), села Гребневское Московской области (ангел). Представлена в российской муниципальной геральдике также тематика ислама, буддизма и различных традиционных верований.

Любых других щитодержателей вместо епископа и генерала выбрать можно. Но  рабочая группа пришла именно к ним, рассмотрев множество других альтернатив. В ходе работы рисовались разные эскизы – вплоть до варианта с орлом и драконом как символ приграничного положения города (на данный момент подобная идея реализована в гербе Кяхтинского муниципального округа в Бурятии). Но в итоге решили, что варианты с существующими в природе и вымышленными животными — не оригинальны. Звери в гербах встречаются очень часто, в том числе на Дальнем Востоке — как в качестве щитодержателей, так и на самих щитах. Например, орел на гербе Якутска — символ очень древний, его история начинается еще в 17 веке. Медведь, тигр и рыба на гербе Хабаровска — тоже имеют свою историю. Тигр на гербе Владивостока в геральдике более столетия. Олень на гербе Магадана – с 1967 года. Медведь с рыбой на гербе Анадыря чуть моложе — этот символ появляется в 1989 году. Что касается Благовещенска, то каких-то животных, ассоциирующихся с городом, вроде бы, нет, а геральдические традиции с животными отсутствуют. Нет и каких-то исторических оснований для мифических животных — грифонов, фениксов и так далее. Рассматривали и варианты с казаками. Решили, что это не будет оригинально. Наш корреспондент даже выступал на научно-практической конференции с докладом, посвященному казачеству в геральдике и доложил: в стране насчитываются десятки гербов, где присутствует казачья тема.

«Отвлеченных» вариантов щитодержателей может быть множество. Но, в отличие от Благовещенска, мало какой город может гордиться тем, что у него есть двое хорошо известных и почитаемых основателей. А амурская столица – может. Поэтому в рабочей группе и посчитали наиболее логичным остановиться на варианте с епископом и генералом.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости