Амурские преподаватели: аспирантура должна заканчиваться защитой научного исследования

Систему аспирантуры в России ждут перемены.

Аспирантура в России нуждается в новой модели. Сегодня лишь 9 % аспирантов защищают диссертацию в срок, а количество организаций, которые готовят будущих ученых и преподавателей вузов, за десять лет в стране сократилось в полтора раза. Изменения в закон предложила внести руководитель образовательного центра "Сириус" Елена Шмелева. Новая модель позволит молодым ученым сосредоточиться на своих исследованиях и в целом повысить интерес молодежи к научной деятельности.

Молодые ученые должны получить возможность реализовать свой потенциал, свободно проводить исследования - это поможет популяризировать науку, считает Елена Шмелева. "Новая модель должна предполагать более высокую мобильность ученых - как внутри России, так и международную. Новые федеральные государственные требования, при нашем участии в их разработке, должны дать возможность реализовывать программы аспирантуры несколькими научными, образовательными организациями", - добавила Елена Владимировна.

Как отметила руководитель образовательного центра, плохую роль в сокращении числа организаций, которые готовят аспирантов, в том числе сыграла двойная регламентация аспирантуры через лицензирование и аккредитацию. Изменения в законодательстве должны исправить ситуацию. С 1 сентября вступили в силу изменения в закон "Об образовании". Программы аспирантуры не будут больше проходить аккредитацию, вместо ФГОС разрабатываются федеральные государственные требования (ФГТ). Научное сообщество должно участвовать в их обсуждении. С этими предложениями согласны преподаватели амурских вузов.

"О том, что необходимо менять подход к организации аспирантуры, говорили давно в научных кругах. Очень хорошо, что появилось предложение внести изменения в законодательство для создания новой модели аспирантуры. Возможно, это ускорит процесс обновления аспирантуры. С 1 марта 2022 года вступают в силу ФГТ, в которых предполагается возможность перегруппировки образовательной нагрузки между разными блоками. Это позволит выстроить индивидуальную образовательную траекторию аспиранта. Еще один очень важный момент - аспирантура должна заканчиваться защитой научного исследования - диссертации - и присвоением выпускнику аспирантуры ученой степени. Иначе обучение в аспирантуре не имеет смысла", - поделился мнением проректор по учебной и научной работе АмГУ Андрей Лейфа.

Елена Шмелева предложила снизить бюрократическую нагрузку на ученых. Для этого, по ее мнению, надо изменить порядок проведения конкурсов на научные исследования. Сейчас конкурсная процедура предусматривает, что деньги на исследования поступают под конец года, а отчитаться за них надо также до конца года. Это снижает эффективность основной деятельности ученых.

"В таких условиях им в сжатые сроки приходится выполнять и исследовательскую работу, и огромную бумажную работу для отчетов. Так быть не должно. Они должны заниматься исследовательской работой, а не бюрократической, да еще и в спешке", - подчеркнула Елена Шмелева. 

Кроме того, по ее словам, специалистов по итогам проведенных исследований ученых нередко наказывают за формальные недочеты в сопроводительных документах. "Нужно изменить порядок проведения конкурсов на научные исследования. Проводить их либо в первом полугодии текущего года, либо, если необходимо провести их в конце года, сдвигать сроки предоставления отчетности на следующий год. Мы должны снизить бюрократическую нагрузку на наших ученых и исследователей, это напрямую связано с эффективностью их основной, научной деятельности", - сказала руководитель "Сириуса".

"Снижение бюрократической нагрузки на ученых позволит научным, образовательным организациям лучше сосредоточиться на содержании самих программ, больше времени уделять исследовательской деятельности", - поддержал проректор Амурского госуниверситета.

Фото amursu.ru

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости