Селекцией и космическими разработками занимаются ученые в Амурской области

Об интересных научных проектах рассказали сотрудники и студенты вузов Приамурья.

Владимир Путин объявил в России десятилетие науки и технологий. Этому будут посвящены годы с 2022 по 2031-й. Цель этих десяти лет - привлечь в науку молодежь, вовлечь исследователей и разработчиков в решение важных для страны задач, а также повысить доступность информации о достижениях российской науки. Ученые и преподаватели амурских вузов рассказали о наиболее интересных научных проектах. И это далеко не все проекты.

Уникальное покрытие для космических аппаратов (лаборатория космического материаловедения, АмГУ)

Группа российских и китайских ученых много лет работают над созданием инновационных материалов для космической отрасли. Один из участников научной группы - амурчанин, доктор физико-математических наук из Амурского госуниверситета Виталий Нещименко.

Доктором наук он стал в 34 года за работу в области создания стойких к радиации материалов. Среди разработок - покрытия для космических аппаратов. "Самые первые идеи появились еще в 2006 году. Сначала я работал над дипломной работой, затем над кандидатской, потом докторской, - рассказывает ученый. - В докторской одним из направлений было создание терморегулирующих покрытий на основе пигментов оксида цинка, диоксида титана, диоксида циркония, оксида алюминия, в которых пигменты были модифицированы наночастицами. Отдельный проект - получение наноструктурированных полых частиц этих соединений".

Полученный учеными материал, похожий на обычную белую краску, показал высокую отражательную способность и стойкость к солнечной радиации. Если покрыть им, например, корпус спутника, это продлит ему жизнь на орбите на 5-10 лет.

За свое изобретение ученые из АмГУ в 2018 году получили золотую медаль международных состязаний по инновационному проектированию в Харбине и приз в 10 тысяч долларов.

Сейчас работа над инновационными материалами продолжается. По словам Виталия Нещименко, эта область настолько емкая и глубокая, что может и целой жизни не хватить, чтобы разработать что-то достойное и что будет широко использоваться на практике.

Исследование сегнетоэлектриков (БГПУ)

Доктор физико-математических наук и директор Технопарка универсальных педагогических компетенций Алексей Милинский еще в студенчестве начал изучать сегнетоэлектрики. "Это отрасль нанотехнологий - исследуются свойства веществ, размер которых составляет порядка нанометра. Моя деятельность касается исследования нанокомпозитов, которые являются сегнетоэлектриками", - объясняет ученый.

Это фундаментальная наука, то есть наука ради науки, говорит амурчанин. Однако результаты его открытий могут быть применены на практике. "Одно из возможных направлений использования результатов, полученных мною и нашей лаборатории, - это создание независимой сегнетоэлектрической памяти. Это оперативная память для компьютеров и всех электронных устройств", - говорит он.

Практическая астрофизика (БГПУ)

Благовещенск - один из пунктов наблюдения за звездным небом. Обсерватория БГПУ вошла в глобальный проект, запущенный Московским государственным университетом. Это глобальная системы МАСТЕР (Мобильная астрономическая система телескопов-роботов).

"Это организация проведения наблюдений объектов ближнего и дальнего космического пространства. Это так называемые обзоры звездного неба, которые подразумевают обнаружение новых объектов различной природы - от мелких объектов солнечной системы, и заканчивая объектами дальнего космоса", - объясняет астрофизик, доктор физико-математических наук Владимир Юрков.

Роботизированный комплекс МАСТЕР включает в себя целую сеть однотипных телескопов, которые распределены в различных частях земного шара. "В российской части проекта телескопы находятся от Благовещенска до Крыма. На сегодняшний день это четыре установки. Далее мы расширили сеть в южное полушарие - Африка, Аргентина, Мексика", - рассказывает ученый.

Селекция и новые технологии (ДальГАУ)

В этом году Дальневосточный аграрный университет отмечает 72 года со дня основания. Все эти годы параллельно с учебным процессом вуз занимается научными исследованиями. Одним из первых научных направлений стала селекция зерновых культур. Один из ректоров вуза Яков Одноконь считается не только основоположником этого направления в Амурской области, но и на всем Дальнем Востоке. Сегодня амурский вуз - оригинатор сортов ячменя и пшеницы.

"Селекцией пшеницы в мы занимаемся уже более 50 лет в университете. Более пяти лет назад начали заниматься селекцией ячменя. В 2015 году первый созданный нами сорт сегодня активно размножается в Амурской области и пользуется спросом среди сельхозтоваропроизводителей. Я думаю, если тенденция не изменится, через два-три года он будет занимать значительную площадь посевов в структуре посевных площадей нашего региона", - говорит начальник научно-исследовательской части вуза Алексей Муратов.

Сегодня перед учеными стоит важная задача - создать такие сорта зерновых, которые обладали бы высоким качеством, урожайностью и были более стойкими к фузариозу. Последнее качество особенно актуально в связи с тем, что климат в регионе стал более влажным. К моменту уборки урожая большая часть амурских полей из-за дождей и участившихся паводков переувлажнена. Из-за влаги колоски поражаются грибком и чернеют. Такое зерно уже не пригодно в пищу.

В аграрном вузе, как и в других университетах региона, наукой занимаются не только преподаватели, но и студенты. Несколько студенческих разработок отмечены наградами.

Так, студентка первого курса технологического факультета Олеся Загорная получила орден Евразийского экономического форума, который проходил в Екатеринбурге. Она представила свою разработку - молоко с добавлением соевого изолята и витамина С. "Изолят соевого белка мы добавляли для повышения пищевой биологической ценности. Изолят соевого белка - это биодобавка. В ней отсутствует лактоза, поэтому хорошо подходит для людей с диабетом. В молочной промышленности изолят позволяет выровнять сезонные колебания качества молока и увеличить срок хранения", - рассказывает будущий технолог.

Третьекурсник факультета строительства и природоустройства Кирилл Посадовский занимается разработкой фибробетона - для прочного бетонного покрытия пола. Для улучшения его характеристик студент добавляет в бетон различные фибры - шарики пенопласта, базальт, деревянную и металлическую стружку.

"В зависимости от фибры бетон отличается свойствами: разными пределами прочности нажатия, морозостойкостью, влагонепроницаемостью. Этот бетон разрабатывали для реконструкции или возведения, монтажа промышленных полов зданий и сооружений. Я смотрел инвестпроекты области, есть много таких, где нужны более прочные полы, чем обычные бетонные. Наш фибробетон более прочный и экономически более эффективный", - описывает свою разработку Кирилл Посадовский.