Барий впервые обнаружили на планете с железными дождями

Впервые пары бария обнаружили в атмосфере сразу двух далеких экзопланет.

При помощи Очень большого телескопа VLT команда астрономов Европейской южной обсерватории (ESO) обнаружила барий в атмосфере двух сверхгорячих газовых гигантов WASP-76 b и WASP-121 b. Барий стал самым тяжелым элементом, зафиксированным когда-либо в атмосфере экзопланет, сообщается на сайте ESO

Астрономы исследовали не совсем типичные объекты WASP-76 b и WASP-121 b, которые классифицированы как сверхгорячие юпитеры, так как по размеру сопоставимы с Юпитером. Эти гиганты обладают чрезвычайно высокой температурой поверхности, которая превышает 1000 градусов Цельсия.

Ученые крайне удивились, обнаружив барий на больших высотах в атмосферах указанных сверхгорячих газовых гигантов. Отмечается, что это самый тяжелый элемент, найденный в настоящий момент в атмосферах всех изученных экзопланет.

Ученые задались вопросами, почему в верхних слоях атмосферы этих планет есть такой тяжелый элемент. К слову, по мнению астрономов, атмосферы изученных планет с нашей точки зрения могут быть экстремальными. Например, они полагают, что на планете WASP-76 b идут дожди из железа. Но не это самое удивительное. Как отмечают ученые, барий тяжелее железа в 2,5 раза.

С учетом мощной гравитации планет ученые ожидали, что такие тяжелые элементы, как барий, могут быстро попадать в нижние слои атмосферы. Подобное открытие было своего рода случайным. Ученые не ожидали и конкретно не искали барий, и пришлось перепроверить,на самом ли деле он происходил от планеты, так как барий никогда раньше не видели ни на одной экзопланете.

Факт того, что барий обнаружили в атмосферах сразу двух сверхгорячих юпитеров, открывает и вопрос о классификации планет. Вероятно, эти объекты даже отнесут к отдельной категории планет, пожалуй, самой странной из ныне существующих. Ученые пока не могут даже объяснить механизм, при помощи которого барий мог подняться в верхние слои атмосферы с поверхности планеты.

Фото ESO/M. Kornmesser