Первая религия - шаманизм: экспонаты двух музеев представили в Амурской области

Атмосферой шаманизма в эти дни наполнился один из залов Амурского областного историко-краеведческого музея. Здесь открылась выставка под названием "Эхо шаманского бубна", экспонаты который помогают познакомиться с традиционным мировоззрением коренных народов Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Амурские музейщики представили 34 предмета из собственной этнографической коллекции и 28 - из фондов Иркутского областного краеведческого музея. К слову, коллегам из Сибири удалось собрать 17 костюмов конца XIX-начала XX века. Привезенные в Амурскую область экспонаты уже объездили практически всю Россию и побывали за рубежом. 

Предметы принадлежат эвенкам, бурятам, якутам, тувинцам, тополарам и сайутам. Жители Приамурья могут познакомиться с феноменом сибирский шаманизм. "Он интересен тем, что у разных народов Сибири и Дальнего Востока были общие представления о духовной жизни, о мирах. О том, что наша Вселенная состоит из трех миров: верхнего, где живут духи-создатели и души не рожденных детей, среднего, где живем мы с вами, и нижнего, где живут тоже духи-создатели, но враждебные нам, и души умерших людей, - отмечает куратор выставки, сотрудник амурского музея Наталья Комарова. - Шаман умеет видеть и слышать души людей умерших людей. Когда душа вышла из тела, то ей страшно, она мечется, понимает, что распадается, и ей нужно успеть что-то рассказать. Только шаман может проводить мертвую душу в подземный мир. Если человек болеет, это значит, что злой дух украл живую душу, утащил в подземный мир. Под землей нужно найти эту живую душу и вернуть в человека. Шаман нужен именно для того, чтобы помогать человеку».

Шаманы бывают разными. Есть те, у кого корни сверху, у кого корни снизу и те, кто связан со всеми мирами, то есть универсальные. На выставке представлен костюм "верхнего" шамана - в виде птички, с крылышками. На короне имеются перья орла. Если у шамана сила идет снизу, то ему нужен костюм медведя, человеческого предка, и корона с рогами оленя. При этом размер рожек у шаманов разных уровней не одинаков.

Костюм амурских, селемджинских шаманов украшен бахромой. Его "ноги" - это металлические кости. Когда шаман камлает (совершает ритуальные действия, общаясь с духами - прим. ред.), он должен быть хорошо защищен от злых духов. Его ведет так называемый экзоскилет.

Одним из суперсильных шаманов в Амурской области считается представитель Тындинского района Александр Ростолов. На выставке представлена его корона с тяжелыми железными рогами. Есть корона шамана от дауров, ее обнаружили в Благовещенском районе. Интерес представляет еще один металлический элемент, украшавший костюм шамана. Это подвески к кафтану, привезенные из Иркутска. Изображенная на них двухглавая птица в противопоставлена двухглавому орлу. Она означает "протест" против культуры, которую пытаются насадить извне. 

За неимением письменности шаманы шифровали информацию в веревочках, рисунках, то есть это энциклопедия проводника душ.

Со временем сформировался вывод, что шаманизм можно назвать первой религией, которая дает понимание мира и дает ощущение, что ты не один в этом мире, что есть кому за тебя постоять, тебе помогут, к тебе придут. А, может быть, это действительно какое-то высшее сознание, которое в тебя вселяется. Человек научился входить в это состояние, когда ему помогает сам космос. 

"В Амурской области не осталось ни одного шамана. К нам по приглашению приезжала эвенкийская шаманка Светлана Боронина. Она рассказывала, что даже в Забайкалье не могла найти шамана-эвенка, который бы научил ее эвенкийскому шаманизму. Поэтому перенимала знания у бурятских шаманов, а потом уже духи начали вести ее сами", - отмечает Наталья Комарова.

Бубен как карта и добрые помощники

На выставке есть бубны из двух музеев. Бубен у амурских эвенков - это карта Вселенной. Вселенная имеет форму яйца. Земля - огромная олениха, которая блуждает между звездами. Используя карту, шаман знает, куда путешествовать душе. Когда он летит в верхний мир, бубен становится его ковром-самолетом, когда шаман переплывает подземную реку забвения - лодкой. Когда он своих духов приглашает к себе и с ними разговаривает - бубен превращается в шкатулочку. Когда шаман "вырос" из этого бубна, вырос из этой "одежды", он всю ее исписал, то ему пора идти на следующий уровень. Чтобы духи в бубне не остались, его нужно поломать. Тогда они смогут выйти и пойти дальше. При обрядах с бубнами использовались колотушки с изображениями небесного оленя, медведя. Буряты на колотушках изображали главного шамана и духа-создателя.

Духов-помощников народы назвали по-разному. У забайкальцев, бурятов это онгоны, то у амурчан - синькэн ("удача"), сэвэн ("помощник"). На нижнем Амуре и у монголов - бурханы. 

Среди амурских экспонатов имеются фигурки помощников, которые насылают болезнь и сами ее лечат. Например, медведь избавляет от сердечной боли, зверек ласка защищает от кровотечения. Есть онгоны (духи-союзники), которые помогает при лечении суставов. А две маленьких фигурки в просторном домике дают надежду, что в семье будут дети.

Буряты создали иконографических онгонов. Представленные на выставке иконы сделаны из тряпочек. На них могут изобразить людей, животных, вещи. Кроме того, онгоном могут признать часть чего-либо: например, медвежью лапу ассоциируют с силой. Онгоном может быть предок, живой человек. Когда онгоны не нужны, им нужно спать, отдыхать, поэтому их убирают в специальную коробочку, похожую на гроб. 

Фонды пополнили священники и комсомольцы

В 1984 году из Тындинского района в музей попала люлька для новорожденного. Северяне верили, что звук металла отгоняет злых духов. Чтобы мальчик вырос охотником, к нему клали отстрелянные гильзы, для девочки - будущей рукодельницы - сзади оставляли наперсточек. Запчасти от часов в люльке означали стремление к долгожительству, металлический колпачок от ручки - к уму. Для хранения синькэнов, разного рукоделия у амурчан есть шкатулочки. На них изображен календарь хозяйки рода. Цикл жизни животных, когда нужно кочевать. 

Духовные помощники для хорошего детского сна попали в амурский музей в 1902 году. Священник Тихвинский, который преподавал в мужской гимназии, поехал по нижнему Амуру крестить инородцев. Они, принимая веру в Христа, отдавали своих бурханов. Священнослужитель их не выкинул, не закопал, не сжег, а сдал в музей. Другие священники поступили точно так же. Предметы сохранили и передали в музей комсомольцы, которые проводили "антирелигиозную" деятельность.

Но не все экспонаты, которые хранятся в фондах амурского музея, могут увидеть посетители. Например, костюм шамана, который после реставрации не переносит перепадов давления. Ему нужны постоянная влажность и температура.

Фото ТЕЛЕПОРТ.РФ

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Простой текст

  • HTML-теги не обрабатываются и показываются как обычный текст
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Each email address will be obfuscated in a human readable fashion or, if JavaScript is enabled, replaced with a spam resistent clickable link. Email addresses will get the default web form unless specified. If replacement text (a persons name) is required a webform is also required. Separate each part with the "|" pipe symbol. Replace spaces in names with "_".

Новости