Сотрясающие Вселенную ударные волны зафиксировали астрономы

Ученые обнаружили ударные волны, которые расходятся по вселенской паутине из галактик.

Свидетельства того, что через "космическую паутину", массивную сеть переплетающихся галактических нитей, проходят ударные волны, впервые обнаружила международная группа ученых. Это значит, что магнитные поля пролегают по самой большой структуре во Вселенной, состоящей из газа, пыли и темной материи, связывающей галактики.

Ученые в шестидесятых годах прошлого века начали склоняться к мысли, что при взгляде на Вселенную в самых больших масштабах есть определенный порядок, напоминающий паутину с нитями, которые пересекают большие пустоты и заставляют галактики образовывать скопления. Как может выглядеть такая вселенская сеть, удалось определить два десятилетия спустя при помощи компьютерного моделирования.

Астрономы составили карту галактической паутины в попытке ответить на вопрос о ее структуре. Не поддавался наблюдениям только один элемент - магнитные поля, которые распространяются по всей космической структуре. Когда во Вселенной материя сливается, создаются ударные волны, ускоряющие частицы и усиливающие межгалактические магнитные поля. При помощи гравитационных сил галактические нити стягиваются, и магнитные поля, усиливающиеся из-за этого, должны порождать радиоволны, которые можно наблюдать с Земли. Такое "свечение" галактических нитей в радиочастотном диапазоне до настоящего момента не удавалось зафиксировать из-за слабости сигналов.

Их обнаружили, сопоставив данные проектов по известным скоплениям и галактическим нитям. Международная группа ученых добилась успех. Исследователи начали поиск сигналов в 2020 году, но, зафиксировав их впервые, не смогли отличить от "фонового шума" галактик и других объектов. Начался поиск сигналов другого типа - поляризованное радиоизлучение, которое менее подвержено искажениям, вызывающие шум других объектов. Ученые, выявив их,смогли предоставить убедительные доказательства наблюдения сигналов от ударных волн в крупнейших структурах Вселенной, подтвердив, что их модели соответствуют реальности.

Сопоставив данные, исследователи усилили радиоволны и сравнили получившуюся картину с современными космологическими симуляциями. Таким образом, удалось построить первую модель космологической сети, предсказывающую поляризованное радиоизлучение, порожденное ударными волнами галактических нитей.

Это открытие позволит расширить и уточнить современные теории о механизмах расширения Вселенной, а также поможет в разгадке происхождения космического магнетизма.