Об основных ошибках верующих в Великий пост рассказали священники.
Об основных ошибках верующих в Великий пост рассказали священники.
Великий пост начался у православных. Верующие каждый год спорят о том, что можно делать в этот период, а что нельзя. О главных мифах пишет РИА Новости.
По последним соцопросам, 66% россиян считают себя православными. Из них соблюдают пост только 18% - причем именно Великий, остальные не так популярны.
Он самый древний из всех постов. Понимание поста со временем изменилось. Сроки заметно увеличились примерно в IV столетии - до сорока дней. Известные богословы тогда писали. что этот период нужен, чтобы человек духовно преобразился и достойно встретил Страстную неделю, когда последние дни земной жизни Спасителя вспоминает Церковь.
Великий пост - самый долгий, однако не самый строгий, вопреки стереотипам. Например, Успенский более требовательнее. У него такой же устав, но намного меньше праздников - когда полагается послабление в еде.
На Благовещение и Вербное воскресенье, которые приходятся на Великий пост, можно есть рыбу. А в Лазареву субботу позволена икра. В остальные дни меню скромнее. Употребляют обычно вареную пищу без масла. Сухоядение положено в среду и пятницу - растительные продукты, термически не обработанные. Многие считают, что нельзя ни в коем случае пить вино. Но это не так - оно не относится к "праздничным яствам" и разрешено по субботам, воскресеньям, а также на престольные праздники. Важно помнить, что не следует предаваться пьянству. Главное - чувство меры.
Не количество, а качество - один из важнейших принципов говения. Верующие, по словам священников, порой впадают в крайности. Одни устраивают "праздник живота", узнав о послаблениях. Другие загоняют себя в аскетические рамки. Есть заблуждение, что будто бы в пост нужно ни с кем не общаться и непременно носить темную одежду. Священнослужители в таких ситуациях вспоминают слова Христа - "Когда поститесь, не напускайте на себя, как лицедеи, мрачного вида; ведь они делают себе унылые лица, чтобы показать людям, как постятся".
Это же относится и к еде. Есть расхожее предубеждение, что если съешь что-нибудь скоромное, то это большой грех.
Предписания в еде - для тех, кто не имеет особых требований по здоровью, напоминает церковный публицист иеромонах Макарий (Маркиш). По церковным канонам, правила поста не распространяются на больных людей, кормящих и беременных женщин, а также на младенцев.
Держать не обязаны и путешествующие - если человек в поездке и выбора в пище у него нет, он ест что дают. К слову, это относится и к военнослужащим.
Духовенство предостерегает прихожан, что озабоченность соблюдением правил - не главное. В Церкви призывают задуматься и о новых разновидностях воздержания, которые были попросту незнакомы людям предыдущих эпох.
Доцент Московской духовной академии протоиерей Павел Великанов говорит, что сегодня, когда люди находятся большей частью в цифровом пространстве, складывается впечатление, что настоящая жизнь - за экраном. Одна из задач поста - вернуться в реальность.
Он подчеркивает, что гастрономические рамки - только внешний контур поста. Намного сложнее ограничить себя в чем-то более "вкусном" и привлекательном. Например, в сидении в соцсетях. Куда важнее контента в Сети - общение с людьми. И от этого не стоит отказываться, в том числе и в Великий пост. Все, что происходит в цифровом пространстве, пусть там и остается.
Период говения должен стать неким "притормаживанием" во всех смыслах - меньше внимания уделять еде, меньше суетиться, меньше думать о том, как отдохнуть или развлечься. Это открывает окно возможностей для "встречи с самим собой".
Фото ТЕЛЕПОРТ.РФ
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.