Приближающаяся к Земле комета может оказаться ярче звезд этой осенью

Осенью мимо Земли пролетит комета, которая может оказаться ярче звезд.

Предстоящей осенью, вероятно, жители Земли получат возможность полюбоваться яркой кометой, видимой невооруженным взглядом.

Лишь две кометы за последние пару лет привлекли внимание широкой общественности: вблизи Земли в начале февраля 2023 года прошла С/2022Е3 (ZTF), а в апреле 2024 года на небольшом расстоянии от нас оказалась комета Понса-Брукса (12P/Pons-Brooks). Было непросто увидеть любую из них - для этого понадобилось свободное от земного света небо, да и в телескопе или бинокле они выглядели как слабые, нечеткие световые пятна. Теперь все может быть по-другому.

В осеннем небе появится хорошо видимая и яркая комета C/2023 A3 (Tsuchinshan-ATLAS). Ее открыли в январе 2023 года астрономы из китайской обсерватории Tsuchinshan - открытие подтвердила в феврале система оповещения об астероидах ATLAS. Объект первоначально приняли за астероид, однако позже стало известно, что речь идет о комете. Она будет видна на закате в конце сентября, и лучше всего можно будет наблюдать ее в Южном полушарии. Комета достигнет перигелия 27 сентября, пройдя на расстоянии 58 млн км от Солнца, что соответствует примерно орбите Меркурия, и станет двигаться в соединении с Солнцем, отдалится от него 9 октября на 3,5°, а 12 октября пройдет на расстоянии 71 млн км от Земли, достигнув максимальной яркости. Эти цифры говорят о том, что комета может стать ярче второй или, возможно, даже первой величины, а также может образовать заметный хвост, который  в середине октября 2024 года станет заметным зрелищем в западной части вечернего неба, пишет Space.

К сожалению, этого может и не случиться. Как показывают расчеты, движется C/2023 A3 из облака Оорта - эти кометы никогда ранее не проходили вблизи от Солнца, а их ядра покрыты очень летучими материалами, которые  вдали от звезды испаряются, производя кратковременные всплески яркости. Однако их яркость может снизиться или упасть до нуля по мере приближения к Солнцу. Обычно, когда подобные объекты пересекают орбиту Марса, их устойчивая тенденция к увеличению яркости ослабевает - резкое снижение яркости будет говорит о том, что сближения с Солнцем она, скорее всего, не переживет.

Комета достигнет этой точки в конце июля. Если ее яркость продолжит расти после этого момента, то есть большая вероятность, что осенью жителей Земли ждет увлекательное зрелище - если же она начнет уменьшаться или останется на одном уровне, то перспективы объекта незавидны. И наблюдать за таким процессом можно будет летом только из Южного полушария.