Злоумышленники устраняют ограничения и оформляют займы на своих жертв.
Злоумышленники устраняют ограничения и оформляют займы на своих жертв.
Самозапрет на кредиты выглядит как крайне полезная мера для человека, который заботится о своей безопасности, говорит в беседе с "Известиями" руководитель группы защиты инфраструктурных IT-решений компании "Газинформсервис" Сергей Полунин. Если такой человек отслеживает новости, то он, не вдаваясь в технические детали, представляет примерно, на что способны злоумышленники, и решает самостоятельно оградить себя от услуги, которой не собирается пользоваться.
По словам эксперта, это особенно актуально с учетом того, что снять запрет можно в два клика через "Госуслуги". Однако злоумышленники понимают, что таким образом отсекаются те, кто может быть потенциально интересен, и пытаются с этим работать.
В то же время не все граждане хорошо понимают механизмы запрета, а этим обстоятельством пользуются злоумышленники, отмечает руководитель группы аналитиков по информационной безопасности Лиги цифровой экономики Виталий Фомин.
Например, по его словам, многие люди, находящиеся в сложном финансовом положении, оформили самозапрет на кредит, как только это стало возможным. Но ситуация со временем могла измениться, и им потребовались деньги. Непонимание процедуры снятия самозапрета делает таких людей легкой целью для мошенников.
Одной из наиболее распространенных мошеннических схем, связанных с попытками снятия самозапрета на кредиты, являются звонки или сообщения от имени ФНС, банков или портала "Госуслуги", говорит эксперт по кибербезопасности Angara Security Никита Новиков.
Жертве говорят о якобы найденной задолженности, блокировке налогового возврата или ошибке в кредитной истории. Для решения вопроса ее убеждают временно снять ограничения на выдачу кредитов.
Помимо этого, злоумышленники применяют и более тонкие подходы - в частности, отправляют ссылки на поддельные сайты, копирующие визуально портал "Госуслуги", где человек сам вводит данные и якобы подтверждает снятие запрета. В более продвинутых сценариях применяют методы социальной инженерии: мошенники от лица службы безопасности банка просят пройти идентификацию, перейдя по фишинговой ссылке для заполнения поддельной формы.
Между тем в 2025 году аферисты звонили гражданам также от лица представителей бюро кредитных историй и заявляли об ошибке при установлении самозапрета. Затем они отправляли фишинговую ссылку на поддельный сайт "Госуслуг". Для "правильного" переоформления самозапрета граждане вводили свои данные, которые потом попадали к мошенникам.
В других ситуациях мошенники предлагают помощь в оформлении самозапрета на кредиты онлайн. Конечно, такой запрет каждый может наложить самостоятельно, однако злоумышленники используют человеческий фактор.
Например, у человеку нет времени, а по телефону обещают провести процедуру оперативно. В этом случае мошенники не просят код из СМС напрямую - они вместо этого объясняют алгоритм оформления настолько сложно, что пользователь начинает сам диктовать личные данные, лишь бы скорее закончить дело.
По словам экспертов, мошенники следят за ситуацией в стране и быстро адаптируются к мерам безопасности, которые внедряют государство и банки.
Фото ТЕЛЕПОРТ.РФ
Автор: Редакция ТЕЛЕПОРТ.РФ
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.
