Уловки магазинов с ценниками ежегодно лишают россиян 1 трлн рублей.
Уловки магазинов с ценниками ежегодно лишают россиян 1 трлн рублей.
Увеличение количества обращений потребителей, которые жалуются на недобросовестные методы установления цен и оформление ценников на продукты питания, фиксирует Союз потребителей Российской Федерации (СПРФ), говорится в письме организации к председателю правительства РФ Михаилу Мишустину, пишут "Известий".
Покупатели жалуются на шринкфляцию - уменьшение объема, количества или веса товара в упаковке, указание цены не за целую упаковку, а за 100 г или другой вес, отличный от массы продукта, а также на выделение в ценнике "специальной" цены, когда полная стоимость становится менее заметна без скидок и других акций, говорится в обращении СПРФ.
Производители еще после кризиса 2008-2009 годов стали активно сокращать объем упаковки, оставляя при этом цену на товары прежней. Шринкфляция дает возможность бизнесу снижать издержки компаний при ограниченных возможностях повышать стоимость продукции, однако такие действия нередко вызывают негативную реакцию покупателей. Например, куриные яйца в новых упаковках по девять штук вместо 10, появившиеся в 2019 году на полках российских магазинов, вызвали бурную реакцию в соцсетях. Также в 2023-м сообщалось, что все чаще на прилавках магазинов можно встретить тару по 0,8 и 0,9 л вместо 1 л.
Председатель Союза потребителей России Алексей Койтов заявил, что шринкфляция - это обман или введение потребителя в заблуждение, потому что производитель при сохранении прежней технологии, но повышении себестоимости должен был бы повысить отпускную цену, что снижает его конкурентные возможности. Но вместо этого он создает видимость сохранения прежней цены или даже ее несущественного снижения, уменьшая себестоимость за счет меньшего количества товара в упаковке, однако не сообщая явным образом об этих изменениях конечному потребителю. Фактически он платит те же деньги, но при этом за меньшее количество товара.
По его словам, такого введения заблуждения покупателей не было бы, если бы производители напрямую сообщали потребителю об изменении веса или объема товара - например, указывая на упаковке "теперь не 1 л, а 0,9 л".
Он отметил, что многие потребители становятся жертвами недобросовестных практик, не получая достоверную и полную информацию о цене. Сумма причиненного потребителям ущерба из-за заблуждения о реальной стоимости товара с учетом снижения порядка на 3% среднего веса упаковки продуктов может составлять до 1 трлн рублей ежегодно.
С такой оценкой согласен член экспертного совета комитета по защите конкуренции Госдумы Дмитрий Тортев. За 2024-й годовой оборот рынка розничной торговли продуктами питания составил 40 трлн рублей, по данным Росстата. Даже если 1% этой суммы - переплата из-за манипуляций недобросовестных продавцов с весом, оформлением ценников и акциями, ущерб гражданам может составляет ежегодно минимум 400 млрд.
По словам эксперта, очевидно, что уловки магазинов с неполным литром молока, "девятком яиц", сомнительными акциями маскируют цену товаров на куда больший процент, так что россияне, вероятнее всего, теряют больше 1 трлн рублей.
Общественники в связи с этим предлагают обязать магазины указывать стоимость продукции в пересчете на стандартизированную единицу измерения - например, за литр, килограмм или десяток. В СПРФ также просят установить четкие требования к единообразию указываемых на ценниках цен и стоимостей - одинаковый шрифт, цвет и размер.
Фото ТЕЛЕПОРТ.РФ
Автор: Редакция ТЕЛЕПОРТ.РФ
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.
