В преддверии православного праздника Пасхи состоялась интересная беседа с человеком обычным, но в то же время отличающимся от большинства своим жизненным укладом и духовным восприятием. Несмотря на свою занятость и недомогание, Анатолий Грищенко нашел время для общения со мной. Сразу стоит оговориться, занятость эта – его образ и смысл жизни: вот уже на протяжении 16 лет он служит Богу, а прихожанам Собора Святой Троицы он известен как отец Антоний. И потому наше интервью с настоятелем Собора Святой Троицы несколько отличается от тех, что вы читали ранее на страницах «Телепорта».
В преддверии православного праздника Пасхи состоялась интересная беседа с человеком обычным, но в то же время отличающимся от большинства своим жизненным укладом и духовным восприятием. Несмотря на свою занятость и недомогание, Анатолий Грищенко нашел время для общения со мной. Сразу стоит оговориться, занятость эта – его образ и смысл жизни: вот уже на протяжении 16 лет он служит Богу, а прихожанам Собора Святой Троицы он известен как отец Антоний. И потому наше интервью с настоятелем Собора Святой Троицы несколько отличается от тех, что вы читали ранее на страницах «Телепорта».
– Отец Антоний, расскажите, с чего начиналось Ваше служение Богу и как вы работаете?
– В 1997 году в Зее в храме Николая Чудотворца меня рукоположили в священники, в 2000 году перевели в Февральск. Служил в Февральске и ездил в вагоне-церкви по притрассовым поселкам. Вагон отработал свой срок, с 2007 года начали ездить на машине. В 2008 году я возглавил Собор Святой Троицы. Продолжаем ездить по притрассовым поселкам, куда дорога позволяет добраться, службы проводим в клубах. Недавно возвратились из Ларбы. На сегодняшний день должность моя настоятель Собора Святой Троицы, по сану – игумен.
– Что это означает?
– У монахов есть белое священство, есть черное. В черном священстве человек берет на себя обет безбрачия, тогда его постригают в монахи. Если его посвящают в сан священный, рукополагают в священники, тогда он становится иеромонахом. Потом игуменом. Обычно игумен является настоятелем монастыря. Конечно, не очень правильно, что монахи живут в миру, а не в монастыре... Но на сегодняшний день это необходимость, характерная для современной жизни... Вообще, игумен – это руководитель монастыря.
– Не каждый человек приходит к вере, а как вы пришли к служению Богу, к обряду крещения?
– Как приходят? Это сложный вопрос. Дал Бог дар Божий – веру. А вера – это действительно дар Божий. И все поменялось у меня в жизни, крестился, начал в храм ходить. Помогал, как сейчас помогают прихожане в храме. Потом мне предложили принять сан дьякона. С тех пор все и продолжается – в церкви служу вот уже 16 лет. Знаете, особенность Дальнего Востока такова, что в регионе таких традиций нет, как династии верующих семей. Это на западе есть династии верующих семей, где православные традиции передаются из поколения в поколение. Я надеюсь, что к вере меня Господь призвал, теперь тружусь насколько это получается. У нас в основном все священнослужители приходят поздно, в зрелом возрасте. Приходили раньше, приходят и сейчас.
– Вы говорите о династиях верующих семей, а кем были Ваши родители?
– Сейчас их уже нет, они ушли из жизни. У меня родители были простые рабочие, мама работала в ателье, шила, отец трудился в жилищно-коммунальном хозяйстве в нашем поселке.
– Насколько сегодняшняя Ваша жизнь отличается от Вашей прежней жизни, жизни мирской, от той, которая была до служения Богу?
– Она и должна отличаться, причем кардинально. Во-первых, одно дело, когда я живу в миру, другое – когда я служу Богу. Нужно стараться соответствовать. Ведь одни грехи простительны мирянам, другие непростительны священнику. Разные степени греховности есть, нужно держаться и с греховностью бороться. К этому призваны все христиане.
– Но ведь не каждому это удается. Человек понимает, что он делает что-то не так, а справиться с собой не может...
– Сейчас идет Великий пост, во время которого совершается для всех верующих таинство соборования, во время которого прощаются не только телесные грехи, но и забытые и не-осознанные. Поэтому у людей есть возможность исповедаться и причаститься. Грехи, которые мы осознаем, они прощаются в таинстве исповеди, затем человек воссоединяется с Христом во время таинства причащения. В этом разница между человеком неверующим и христианином. Все мы грешны, нет такого человека, который бы родился без греха. Одно дело, когда человек пытается с грехом бороться, другое, когда человек говорит о том, что он так жил, живет и жить будет. Тогда человеку нужно помочь...
– А раньше, до начала Вашей службы, чем Вы увлекались?
– Я всегда любил читать книги, особенно художественную литературу, но когда я открыл духовную литературу, я понял, что все, что было до этого, для меня показалось... мелко. Святые люди – это те, которые не только на практике все заповеди соблюдают, борются с греховностью... Понимаете, духовная литература открывает душу, а душа – такая материя, как космос. Есть космос внешний, о котором мы все знаем, а есть космос внутренний – это душа. Душа наша настолько необъятна... И читать о том, как святые познавали душу... Духовная литература и помогает бороться с грехом. И правильный путь – церковь. Ведь многие люди, которые ходят в церковь, думают: «Ведь я не хуже других...» Когда человек начинает над собой работать и соблюдать все заповеди Божьи, он понимает, что эти заповеди в полной мере невозможно соблюдать без помощи Божьей, и тогда человек обращается к Богу: «Господи, помоги». Вот у меня, например, есть какой-то грех – вспыльчивость, раздражительность... Я стараюсь с этим бороться. Признаюсь, грешен. Людям нужно признавать свои грехи...
– Какая духовная книга была первой в Вашей жизни?
– Не могу точно сказать, но одна из первых книг была «Невидимая брань» Никодима Святогорца, про духовную войну. Одни из книг, которые сейчас нам необходимы, постоянно об этом говорю прихожанам, это книги Феофана Затворника. Где говорится о том, как раньше люди «горели», как они постились...Сейчас это невозможно, сил у нас таких нет. Серафим Соровский говорил: «Не вздумайте повторять то, о чем писали в древних писаниях...». Наша жизнь земная дана для того, чтобы мы старались бороться со своими грехами, потом это даст свои плоды.
– А кем Вы хотели быть в детстве, в школьные годы, мечтали о чем-то? Сейчас перед многими старшеклас-сниками стоит выбор своей будущей профессии, нужно ли определяться?
– Знаете, я не помню, чтобы в детстве я конкретно мечтал о чем-то, у меня не было такой яркой мечты, чтобы я четко знал, кем хотел быть. Я закончил восемь классов, потом пошел учиться в свободненский железнодорожный техникум, как «все». Молодежи, конечно, лучше определиться. Дай Бог, чтобы они нашли свое призвание. А то знаете, как бывает, купят диплом и работают. Тем паче, врач. Чем это может обернуться? Или учитель... Дай Бог, чтобы работали молодые люди там, где им нравится, к чему душа лежит...
– Отец Антоний, а в армии Вы служили?
– Я служил в армии в Хабаровском крае, связистом, возвратился в звании старшины.
– Недавно в Белогорске погиб майор, закрывший собой боевую гранату. Спас солдат от гибели. Когда шли передачи об этом случае, некоторые не понимали, зачем из него сделали героя, ведь родителям его и близким плохо сейчас...Поступок действительно дорогого стоит – жизни человеческой, а как донести до людей, особенно до молодежи, что поступок его был не напрасным?
– Сейчас у молодежи ценности другие, их достаточно зомбировали, все перевернуто. Поколение «пепси» воспитывали, и оно почти воспиталось. Этот человек действовал на уровне подсознания, он сам жить хотел, но смотрел на солдат, за секунду принял решение – спасти других. Он воспитан еще по старым понятиям чести, долга и совести... Сейчас страшные ценности, есть же люди циники, они этого не понимают. В основном сейчас воспитывают как? Говорят: «Бери от жизни все». А как можно взять всем все? Достанется же не всем – единицам, а остальные кем будут? Человек – существо двухсоставное: состоит из плоти и духа. Если дух разрушается, плоть ему подчиняется. Если человек для плоти живет: ест, пьет, веселится, то дух принижается. Когда из тела выкачивается как можно больше удовольствия, теряется смысл жизни, смысл существования. Людей превращают в животных... Такими людьми очень легко управлять...
– Бывает, люди теряют веру в Бога...
– В любой ситуации, если Бога не потеряешь, то слава Богу. Сколько читал воспоминаний священников, которые прошли ГУЛаг и прочее. Представляете, какие условия... Они говорили о том, что тогда Бог был ближе всего. Когда они стояли на пороге смерти... А нам-то чего бояться, у нас все слава Богу. Нужно только контролировать свои мысли, чувства и поступки...Когда человек подходит к смертному одру, ему страшно...Что там впереди ждет его? Однажды умирал монах, и его братья удивлялись: ты умираешь, не всегда молился, не такой уж подвижник богочестивый, а не боишься смерти. Знаете, что он им ответил? «С тех пор, когда я стал монахом, я, братья, ни разу не осудил никого, ни разу не осудил ни одного из вас, и это видел Бог, поэтому мне не страшно». А один из самых страшных грехов – это осуждение. Люди осуждают своих соседей, близких...А Господь и может нам все это припомнить. Понимаете, монах этот знал, что ему не в чем было каяться. А вот когда греховный человек считает, что он безгрешен, это страшно. Бог гордым противится, смиренным дает благодать. Очень прискорбно, когда человек считает, что он безгрешен.
– У нас же есть воскресная школа. Много детей ходит?
– Совсем немного детей ходит – 16 человек самого разного возраста. Обращаемся к прихожанам: приводите своих детей, пускай дети узнают веру, которая в первую очередь учит почитать родителей. Ведь что сейчас происходит: ребенок может убить своих родителей из-за квартиры или определить в дом престарелых. Закон духовный: если человек подло поступил со своими родителями, он не будет счастливым. Если вы приводите детей в воскресную школу, они учатся жить. Это приносит огромную пользу человеку...
– Часто ли удается уделить себе время? Вы сейчас болеете, а на встречу нашу согласились...
– Болеешь, не болеешь, а сейчас праздники. Представляете, что для людей будет, если я себе позволю слечь? Бог терпел и нам велел... Не то что времени не хватает... Нам как минимум еще одного священника нужно. У нас очень сильный кадровый голод. А кто пойдет в священники? Люди к нам редко идут с радостью. В основном с горем безутешным... А кому это надо? Как говорит владыка Лукиан: «Чего ж вы нам священников не рожаете? Рожайте нам священников...» Конечно, бывает свободное время, тогда я могу хороший фильм посмотреть патриотический...
– Новости смотрите?
– Конечно, а откуда же бы я узнал, кто президентом у нас стал...
– Тындинцы, как и многие православные россияне, придерживаются общепринятых традиций – перед Пасхой яйца красят, куличи пекут, некоторые постятся, но не у всех это получается... В преддверии праздника что хочется сказать жителям нашего города?
– В пост видите, как дух с плотью борется, поэтому не у всех и получается пост соблюсти. Душа человеческая – бесценна, нет ей цены. Многие прихожане пособоровались, исповедались, причастились, поэтому действительно будут встречать праздник с радостью. Знаете, как говорится? Постившиеся и непостившиеся, приходите, Христос Воскрес, и это главное. Дай Бог, я надеюсь, что кто старался жить в покаянии, тот с Богом будет...
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.