100-летний юбиляр Алексей Никифорович Терехов

Ветеран Алексей Никифорович – единственный в столице БАМа среди мужчин долгожитель. Помимо многочисленных родственников Алексея Никифоровича с днем рождения пришли поздравить мэр города Евгений Черенков, начальник локомотивного эксплуатационного депо Тынды Сергей Утюгов, председатель Тындинского филиала дорпрофсожа Игорь Томенко, председатель профсоюзного комитета локомотивного эксплуатационного депо Владимир Пархомук, замначальника по кадровым и соцвопросам Владимир Багинец, ветераны ВОВ Дмитрий Леонов и Николай Козлов.

Мэр пожелал ему крепкого здоровья, счастья, постоянной заботы со стороны родных и близких и зачитал поздравительный адрес от имени российского президента Владимира Путина. В нем, в частности, говорится: «Уважаемый Алексей Никифорович! Примите искренние поздравления с юбилеем. Вы прошли через суровые испытания Великой Отечественной войны, поднимали из руин разрушенные города и села, своим самоотверженным трудом создавали богатство страны. И всегда сохраняли стойкость, силу духа, веру в правое дело. Мы преклоняемся перед подвигом Вашего поколения – поколения героев и победителей. Желаю вам здоровья, благополучия и всего самого доброго. Президент Российской Федерации В.Путин». После чего Алексею Терехову, первому в Тынде, вручили памятную медаль «70 лет победы в ВОВ 1941-1945 г.г.»

Фронтовая биография Алексея Никифоровича началась в августе 1941 года. Тогда его, машиниста паровозного депо станции Сретенск, призвали в армию. Служил старший сержант Терехов в третьем отдельном эксплуатационном железнодорожном полку, дислоцировавшемся на станциях Оловянная и Борзя.

– В первые послевоенные годы друзья меня спрашивали, почему ты, прослуживший войну в Забайкалье и на Дальнем Востоке и принимавший участие в боевых действиях с империалистической Японией, награжден медалью «За победу над Германией»? – рассказывал фронтовик. Да потому, отвечал я им, что в самые тяжкие дни, когда к Москве рвались фашистские орды, я и мои сослуживцы вывозили для обороны столицы осенью 1941 года составы со свежими сибирскими дивизиями.

В тридцатых годах Леша Терехов окончил Шилкинское железнодорожное училище. Вернулся в родной Сретенск. Поработал кочегаром, потом был назначен помощником машиниста паровоза в оборотное паровозное депо. Когда пришло время, ему была присвоена квалификация машиниста паровоза и право водить товарные и пассажирские составы по сретенской ветке до станций Карымская и Зиловская.

Профессионализм машиниста сыграл положительную роль во время выполнения боевых задач. В начале войны он получил назначение на станцию Мациевскую, находящуюся вблизи границы с оккупированной японцами территорией Китая. И там выполнял приказ, суть которого сводилась к следующему – из-под самого носа вражеской разведки по ночам, без звука и без света вывозить составы с живой силой и техникой на помощь оборонявшейся столице. Со своими обязанностями старший сержант Терехов и его боевые друзья справлялись успешно. Японцы так ни о чем и не догадались.

И вот здесь воину довелось призвать на помощь свою смекалку и опыт рационализатора, приобретенный им еще до войны, для выполнения непростого задания. Старые железнодорожники, кому доводилось иметь дело с паровой тягой, помнят, что, трогаясь с места, паровоз пробуксовывает, и от трения колес о рельсы возникают искры. Сам по себе это сильный демаскирующий момент. Командование железнодорожного полка поставило перед личным составом задачу придумать приспособление, устраняющее нежелательный эффект.

– Я подумал, – продолжает рассказ Алексей Никифорович,– использовать воду для гашения искр нет смысла – ее просто не хватит для обеспечения нормальной работы локомотива. Нужно было другое решение. И разработал несложный в изготовлении искрогаситель в виде канала-трубы, куда попадали искры при пробуксовке. Его быстро приняли в эксплуатацию и обеспечили им все паровозы. Проблема была решена.

Три года войны прошли для старшего сержанта в постоянных поездках к действовавшему советско-германском фронту, а также в Монголию и к будущему театру военных действий – советско-японской границе. В 1945 году было очевидно, что война с Японией неизбежна.

– Командование поставило перед личным составом задачу: при общении с местным населением говорить, что война с японцами будет. Но при этом подчеркивать, что случится это не раньше окончания зимы в 1946 году, – вспоминает ветеран. – Вместе с тем я получил назначение машинистом на один из четырех бронепоездов, находившихся на станции Отпор. Это была ударная сила наших войск в случае начала боевых действий.

И они не заставили себя ждать. В ночь на 9 августа 1945 года войска Красной Армии силами Забайкальского, Первого и Второго Дальневосточных фронтов развернули массированное наступление на японские позиции. Свою роль в выполнении планов командования сыграл и третий отдельный эксплуатационный железнодорожный полк, где служил машинистом паровоза старший сержант Алексей Терехов. С 9 августа по 3 сентября 1945 года подразделение входило в состав действующей армии.

– Как сейчас помню высоту 48 на Харбино-Гиринском направлении, – продолжает рассказ фронтовик. – Японцы оказали нашим наступающим войскам ожесточенное сопротивление. И только вмешательство бронепоездов, один из которых вела моя паровозная бригада, сломило врага.

Остались в памяти ветерана и бои неподалеку от Харбина. Передовые части Красной Армии стремительно продвигались к городу. А укрепрайон, выстроенный в горе, остался в тылу наших войск. Он состоял из мощных фортификационных строений, оборудован узкоколейками и шахтами. Из него японцы предприняли сильный удар по советским воинам. Жестокий бой длился несколько суток. И в нем также приняли участие бронепоезда, решившие в конечном итоге исход сражения в нашу пользу. Потом был парад победителей в Харбине, в котором принял участие и Алексей Никифорович.

После старший сержант Терехов продолжал действительную срочную службу. В конце 1945 года он привел состав с оборудованием для восстановления Корейской железной дороги на станцию Юкки (ныне Сонбон). А через несколько дней – в обратный путь.

В 1946 году воин-железнодорожник демобилизовался и вернулся домой. На груди солдата победно сияли орден Отечественной войны I степени, медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», знак «Отличник желдорвойск». (В 1985 году, к 40-летию Великой Победы, Алексей Никифорович был удостоен еще и ордена Отечественной войны II степени). Пора было задумываться о мирной жизни со всеми ее атрибутами. Фронтовик вновь стал работать в паровозном депо. Обстоятельный, непьющий, домовитый по своей сути человек привлекал внимание женщин. Свой выбор он остановил на учительнице начальных классов Анне Ефремовне Бушминой.

Семья получилась очень крепкой. Супруги все делили вместе – радости и невзгоды. Появились дети. Старший Александр окончил Иркутское авиатехническое училище, был военным. Средний Анатолий после Читинского медицинского института стал врачом-хирургом, долгое время работал на БАМе. Младшая Татьяна пошла по стопам матери, поступила в педагогический институт. Потом учила детей в школе русскому языку и литературе. Приехав как-то в гости к брату-доктору в Хорогочи, сразу же прикипела душой к здешним местам, и вот уже 35 лет с мужем Владимиром Ивановичем Плотниковым проживает в Тынде.

Сам же Алексей Никифорович 40 лет проработал машинистом паровоза первого класса в Забайкалье, удостоен большого количества наград за безаварийное вождение поездов. В свободное от работы время пристрастился к пчеловодству. Очень любил это занятие. В 2002 году супруги Тереховы переехали на постоянное место жительства к дочери и зятю. Через четыре года Анна Ефремовна ушла из жизни. А за Алексеем Никифоровичем заботливо ухаживают дети. Вот так – по чести и совести живет защитник Отечества, трудом своим крепивший мощь Родины, пока позволяли силы.

По информации официального сайта администрации г.Тынды.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.