Без права на ошибку

Там, где нет железных дорог, да и труднопроходимые в колдобинах тропы никак не подходят под определение «трасса», не летают боинги и аэробусы. Боинг просто не в состоянии совершить посадку на маленьком аэродроме. Малая авиация в условиях Российского бездорожья зачастую является единственным способом перевозки людей и доставки грузов. Обычные летчики Амурской авиабазы тушат лесные пожары, ищут пропавших людей и доставляют спасателей на места всевозможных ЧС на пресловутых «аннушках» и вертолетах Ми-8.

Первого сентября этого года авиаотряд Амурской авиабазы отметит 15-летие со дня образования.
В ближайшем будущем у нас прямо «урожай» на профессиональные праздники, - начинает разговор начальник Амурской авиабазы Михаил Ковалев, - 1 сентября исполнится 15 лет авиаотряду Амурской авиабазы, 15 сентября - День работников леса. Не удивляйтесь, мы напрямую связаны с этим праздником, ведь именно наши ребята патрулируют леса в пожароопасный период и занимаются тушением лесных пожаров. Ну, а 1 апреля 2014 года отметим грандиозный праздник - полувековой юбилей Амурской авиабазы.
В далеком 1964 году в Свободном появилась Амурская авиабаза. Тогда аэропорт был практически в каждом населенном пункте и бессменные, поставленные в серийное производство после Великой Отечественной войны, Ан-2 обеспечивали доставки и пассажироперевозки в самые отдаленные селения нашей области. А потом пришли 90-е. Пилоты массово уходили кто куда, а те, кто «посмекалистей», потихоньку растаскивали воздушные суда на металлолом. Казалось, что еще немного и область останется без авиации. Но в 1998 году нашлись люди, которые прекратили разруху и постарались сохранить то, что осталось от амурской авиации. «В первое время у нас не было собственной техники, ее приходилось арендовать, зато сейчас мы можем гордиться тем, что сегодня в нашей стране всего две авиабазы, у которых есть собственные суда. И одна из них - наша, - говорит Михаил Егорович, - так что руководство области 15 лет назад приняло единственно правильное решение о создании авиаотряда.
На сегодняшний день развитию малой авиации уже помогает и правительство области. Действуют долгосрочная целевая программа «Развитие транспортной системы Амурской области на 2012-2020–е годы» и ее составная часть - «Развитие малой авиации и аэропортов Амурской области до 2020 года». В рамках этих программ сделано немало. Отпускаются средства на капитальный ремонт судов, в Свободном построен ангар для ремонта и обслуживания воздушных судов ведь содержание авиации дело дорогостоящее. Кроме того, сейчас и на уровне федерального правительства начали уделять большое внимание развитию малой авиации в субъектах РФ. Так, в плане развития нашей авиабазы есть намерения по пополнению нашего парка современными воздушными судами типа L-410, а также ремоторизации действующих самолетов АН-2 для перевозки пассажиров внутри нашего региона. Сегодня от нашей работы зависит не только доставка грузов, почты и пассажиров в отдаленные и северные районы области, мы проводим аварийно- поисково- спасательные работы. На наших вертолетах в случае необходимости вылетает губернатор области в места ЧС. Кроме того, оказываем профессиональные услуги по перевозке туристов и частных лиц. В общем, без дела не сидим».

Место подвигу

Место подвигу находится постоянно, если трудовые будни состоят из спусков на парашютах и без них в горящий лесной массив, а также перелетов над местностью, где в случае форс-мажора практически невозможно найти места для аварийной посадки. Однако те, кто работает на амурской авиабазе, героями себя не считают. «Вы, журналисты, все время хотите услышать либо что-то очень героическое и страшное, либо смешные случаи, - подключается к разговору о героической профессии заместитель начальника авиабазы, командир авиационного отряда Владимир КРУГЛИК. - Но дело в том, что то, от чего у основной массы людей мороз по коже, для нас зачастую обычное рабочее состояние.
- Например?
- Трудно, например, удерживать вертолет на одном месте в ветреную погоду, когда десантник спускается по канату, но это наша работа, и мы ее выполняем, нас учат этому».
По словам Владимира Олеговича, в экстренных ситуациях многое зависит от личных качеств экипажа, от способности моментально сориентироваться в ситуации и принять единственно верное решение.
«Два года назад экипаж самолета АН-2 с 11 пассажирами на борту посадил заглохшую машину на кромку берега таежной реки Гилюй. Перебои в работе двигателя появились в середине пути. Вокруг только горы, единственное и далеко небезопасное место для посадки - берег горной речки. Решение принималось моментально: зайти на мелководье, сбить скорость касаниями колес шасси о воду. Поискать более подходящую посадочную площадку, когда движок почти заглох, времени не было. Пассажирам велели пристегнуться и, планируя, с уже замолчавшим двигателем совершили посадку. Скорость пробега АН-2 при посадке обычно составляет 150-200 метров, но по замерам комиссии, которая работала на месте аварийной посадки, вышло, что путь по земле и воде составил всего 31 метр. Пилоты Владимир Котенко и Андрей Мусияченко стали кавалерами Ордена мужества и получали награды в Москве из рук президента Дмитрия Медведева. «Это не единичный случай, - говорит Владимир Круглик, - пилоты сделали то, что должны были сделать, и подобные ситуации случаются практически у всех, кто трудовые будни проводит в небе».
- А бывают ситуации, когда хочется все бросить и заняться более безопасной деятельностью?
- На моей памяти за 15 лет был лишь один случай, когда после жесткой посадки, в результате которой перевернулся вертолет, второй пилот ушел из авиации. Остальные и я в том числе работаем в обычном режиме.

Постоянные тренировки - норма

- Как готовятся к работе в тяжелых условиях ваши сотрудники?
Первое требование при наборе - это состояние здоровья. У нас недопустимы вредные привычки, хронические болезни, - объясняет Михаил Егорович, и, конечно, нервным не место. Все, кто здесь работает, обязательно проходят проверки у психоневролога на стрессоустойчивость. После обучения у сотрудников проводятся постоянные теоретические и практические тренировки. Десантников и парашютистов, которые тушат пожары, учат сначала на тренажерах, потом с настоящего вертолета спускаться в места возгорания. Если перерыв в работе составил месяц, то прежде чем отправится снова на тушение, они проходят дополнительную переподготовку. Нужно не менее трех прыжков и повторение теории. Иначе нельзя – любой неверный, неотточенный до автоматизма шаг, может стоить жизни. Так как при выполнении задачи должна быть полная уверенность в себе.

Главная цель - спасение людей

- Расскажите, принимаете участие в возникшей ЧС в Приамурье?
- Конечно. В связи со сложившейся на сегодняшний день ЧС в виду подтопления населенных пунктов, а также ливневыми дождями Амурская авиабаза тоже работает в режиме ЧС, без выходных, осуществляя эвакуацию людей из затопленных и подтопляемых районов, доставку грузов продовольствия и медикаментов. Каждый день в напряженной работе постоянно находится 4 экипажа на 4 вертолетах авиабазы. Кроме того, когда впервые возникла критическая обстановка в Зейском районе и случилась первая беда с Ивановкой, в результате оперативных действий наших летчиков была спасена жизнь человека. Тогда из-за подтопления у человека случился инфаркт, а там неподалеку находился замеситель начальника Круглик Владимир Олегович, который перегонял из Санкт-Петербурга с ремонта вертолет. В связи с этим он изменил маршрут, приземлился в Зее, пересел на другой вертолет, так как тот был загружен запчастями, отвез человека в больницу, фактически сохранив ему жизнь. Потом с 21 июля там, в Зейском районе, непрерывно работали 2 экипажа. Ими были эвакуированы около 1800 человек, перевезено 30 тонн груза. Кроме того, в спасательных мероприятиях принимали и наземные службы нашей авиабазы. Это Магдагачинское авиаотделение в количестве 8 человек, Зейское авиаотделение в количестве 16 человек, которые за несколько дней построили более 300 дамб. Свободненское авиаотделение в полном составе в количестве 22 человек несколько дней принимали участие в аварийно-спасательных работах и предупредительных мероприятиях, спасая от подтопления село Малая Сазанка. По сей день наше предприятие трудится в чрезвычайном режиме: без выходных, полностью работают все службы. Все 5 отделений оснащены всем необходимыми средствами и готовы в течение получаса выйти на выполнение поставленной задачи. Ведь когда появляется вертолет Ми-8 под логотипом Амурской авиабазы, там, где местные жители отрезаны от дорог, у людей появляется надежда, они чувствуют, что не брошены, что пришла помощь. А у наших авиаторов – радость и гордость, несмотря на то, что работают в напряженном режиме.

Праздник остается праздником

- 18 августа страна отметила праздник День военно-воздушного флота. Планировалось по традиции в аэропорту Благовещенска провести парад с демонстрацией показательных выступлений. Однако этот праздник встретили в режиме ЧС и в связи со сложившейся обстановкой это мероприятие отменили.
Но все равно праздник остается праздником. Я хочу поздравить с этим прекрасным светлым, чистым, как голубое небо, днем весь коллектив Амурской авиабазы, всех авиаторов, партнеров, наших коллег - коллектив авиапорта г. Благовещенска во главе с руководителем Шлегель В. О., а также коллег Федерального государственного предприятия аэропорта Приамурья в лице директора Свечникова В.В. Наших коллег по штурвалу - ООО «Петропавловск» в лице руководителя Осыпчук М.С., боевого офицера, летчика МИ-8, а также заместителя председателя правительства Амурской области, министра по строительству космодрома «Восточный» Чмарова К.В., нашего куратора, который отдает всю душу и силы для того, чтобы и авиация развивалась. Хочется пожелать всем, кто связан с авиацией, чистого ясного неба над головой, чтобы взлет у авиатора равен был посадкам, крепкого здоровья, семейного благополучия, счастья и всех благ.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости