Мужественные женщины - это прекрасно: на экраны вышла картина «Батальонъ»

На экраны вышла картина «Батальонъ», посвящённая истории создания в 1917 году женского батальона под руководством унтер-офицера Марии Бочкарёвой. Предвижу некоторый раскол зрительских мнений – не из-за оценки художественных достоинств картины (они скромны, но реальны), но по признаку восхищения мужественностью в любом обличье. Не мужчинами восхищения, а мужественностью!

Признаюсь, я как раз обожаю мужественность, стойкость в битвах, смелость, храбрость, крепость духа, нравственную твёрдость. И вслед за булгаковским персонажем готова подтвердить, что трусость – самый страшный порок. И где бы ни проявлялась мужественность – в мужчинах ли, в женщинах, – она божественно прекрасна, она возвышает человека и создаёт его достоинство. Поэтому выведенная порода буржуазно-мещанских дамочек (нечто вроде кудрявых комнатных собачек) искусственна. Глупостью, трусостью и корыстью она компрометирует само понятие «женственность».

Фильм «Батальонъ», рассказывающий о символическом русском женском войске, такое ощущение подтверждает. Несмотря на историческую канву событий, это, конечно, попытка припасть к мифологии. Защищать родную землю, преданную мужчинами, встаёт соборное войско из барынь и горничных, интеллигенток и крестьянок, с оперной певицей Надей и богатыршей Дусей на добавку. Где нашли такую Дусю (Янина Малинчик), уму непостижимо, под два метра росточком и в обхвате столько же, а круглые глаза чисты и наивны, как у семилетней девочки. Это сказочное существо задаёт настроение всей картине, снимает явный привкус трагедии. Ведь в данных исторических условиях конкретный русский женский батальон обречён. Но мужественные русские женщины в принципе, то есть метафизически, – совершенно непобедимы. Поэтому в зале во время просмотра «Батальона» часто звучит здоровый смех. Это не смех придурков, у которых просто нет другой реакции ни на что, а смех сочувствия и радости. Женский батальон приятен на вид, слаженно сыгран и ободряет глаз и душу. Оказалось – мужественность в женском облике бывает очень привлекательна даже эстетически, храбрые женщины не восхищают только слабаков и трусов. Кроме того, в фильме есть не просто хорошая, но выдающаяся актёрская работа Марии Ароновой (унтер-офицер Мария Бочкарёва).

Обычно в этом возрастном диапазоне роли для актрис не слишком разнообразны – мамаши, некрупные начальницы, владелицы борделей. Ароновой выпало сыграть незаурядную, выдающуюся, оригинальную женщину огромной воли и дополнить образ чем-то ещё, кроме правильно и точно сыгранных обстоятельств судьбы и характера. Вообще-то Аронова – блистательная комедийная актриса, но кто может играть комедию, тот может играть всё. В «Батальоне» она полностью погружена во внутреннюю жизнь героини, и её мимика по-военному дисциплинированна: ни одного лишнего движения. Да, она тумба, кувалда, чуть что – кулаком в морду, но на лице огромной глыбообразной женщины живут прозрачные, поразительные глаза, превращающие её из тётки-командирши в воинственную деву, русскую валькирию.

«Батальонъ», конечно, – типичное «кино Первого канала» (то есть простенькое, без сложностей и подтекстов, одноразовое, рационально-вычисленное). Однако в холодный продюсерский расчёт, похоже, что-то вмешалось дополнительное. То ли тема сама по себе живая, то ли режиссёр оказался не каким-нибудь «сераик-андреасяном» (это как бы режиссёр некоторых как бы коммерческих как бы фильмов). Режиссёр «Батальона» – Дмитрий Месхиев («Свои», «Механическая сюита», «Дневник камикадзе», «Человек в окне» и другие работы). Месхиев – одарённый своеобразный режиссёр, видимо, периодически теряющий веру в свою профессию, потому как мы с печалью наблюдаем изрядные паузы в его творчестве. То он начинает открывать рестораны, то недолгое время обнаруживается на посту председателя комитета по культуре Санкт-Петербурга. Понимая сомнения Месхиева, всё-таки усиленно надеюсь, что он будет снимать кино как режиссёр и перестанет искать счастья в разных комитетах и президиумах. «Батальонъ», конечно, отглажен по формату, принятому сегодня в производстве кино для торговых центров, и тем не менее чувствуется режиссёрский класс – да хотя бы в подборе артистов и работе с ними. Отлично сделан и второй, и третий ряд персонажей, даже эпизодические лица точны и выразительны. (Работа с актёрами всегда была самой сильной стороной Дмитрия Месхиева.)

Кстати сказать, поначалу, завидев в числе продюсеров «Батальона» фамилию Ф. Бондарчука, я было заметалась в тоске («Из Галилеи может ли быть что доброе»?). Но была приятно разочарована во время просмотра этой песни о мужественности. Действительно, пока человек жив, он всегда может ни с того ни с сего сделать что-нибудь хорошее.

Материал предоставлен еженедельной газетой "Аргументы недели"

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости