Рубить сплеча нельзя

После публикации в «Телепорте» статьи Натальи Палей «Школьная душа – на вес золота» (№2 за 2007 год) в редакцию стали звонить взволнованные читатели. Дескать, рубить сплеча нельзя. «Малокомплектки» — центр села, без них никак нельзя. А интернаты – это хоть и экономно для бюджетов всех уровней, но антигуманно по отношению к ребенку!

Нина Макарьева, председатель Амурского регионального фонда содействия образованию и науки, экс-заместитель мэра Благовещенска по социальной политике (курировавший в том числе и образование), экс-заместитель руководителя департамента образования администрации Амурской области:

— Как только встает вопрос нехватки денег, мы думаем: а как бы сократить систему образования, где бы ее еще «реформировать»? Но при этом забываем, ради чего это образование существует. Ради детей! Говорим о гуманизации общества и забываем о том, что шести-семилетнего ребенка надо будет везти куда-то на автобусе. Если везти в интернат, то отрывать от семьи на пять дней. Эта политика идет вразрез даже с теми вопросами, которые ставит президент.

Общественное воспитание (в детском доме, интернате) уступает семейному, как бы мы ни старались. Государство тратит деньги, чтобы детей-сирот отдать в приемные семьи. А мы ставим вопрос, чтоб забрать ребенка из семьи?

Стоит задача повышения рождаемости. Какая мама в селе будет думать о рождении второго-третьего ребенка, если у нее первого отнимут в интернат? Ведь испокон веков в нормальных семьях подгадывали так, чтобы второй ребенок родился через пять-шесть лет, чтобы мама была в декретном отпуске, чтобы помочь первокласснику.

Что касается подушевого финансирования... Чем хуже ребенок, который учится в маленькой школе, того, который учится в большом учебном заведении? Почему в большую школу больше денег пойдет, а в маленькую – меньше? С другой стороны – школы-то не резиновые. По типовому проекту они рассчитаны на определенное количество учеников. К примеру, все благовещенские школы работают в две смены, все переполнены (есть даже такие, что перенаселены почти в три раза!), и они будут стремиться взять еще? Это же немыслимо!

И еще один момент. За счет сокращения учителей думают увеличить зарплату тем, кто останется работать в школе. Но ведь нагрузка учителей прежде всего рассчитывается от количества часов в базисном плане. И куда же эти часы денут? Если сократят Нину Павловну, то эти часы должна вести Мария Павловна? Разве это правильный подход, когда реформы идут за счет ухудшения условий жизни другого человека?

Последнее замечание — про качество образования, которое якобы зависит от часов. Иногда учитель, который выдает 18 часов, не имеет желания самообразовываться. И вопрос в том, чтобы создать заинтересованность в повышении качества образования. То есть разработать систему оплаты труда, зависящую от качества образования. А не от количества часов… Пробовали же ввести аттестацию учителей, категорийность. Сначала это было действенным. Сейчас критерии устарели. Да и разница в оплате между той или иной категорией – мизерная. Если эту разницу увеличить – другое дело!

 Ратую за село

 Нинель Счастливцева, помощник депутата Амурского областного Совета народных депутатов Ольги Лысенко, 22 года была начальником управления образования Тамбовского района.

— Прочитала статью, и как будто вскрылась старая рана. В начале 90-х тоже стоял вопрос о малокомплектных школах. И тогда мы их сохранили, закрыв лишь единицы. Потому что школа – центр села! Было трудно, по нескольку месяцев не платили зарплату учителям, но ведь школы не закрывали. У нас в Корфово было два ученика, мы их учили. Потому что до Красного нужно было добираться 12 километров, рано вставать детворе. Было время, когда мы все закрывали детские сады. А сейчас уже бьем тревогу, что места в них — дефицит. Сегодня не хватает детских садов, завтра не будет хватать школ, если мы их закроем.

Кто придумал это подушевое финансирование и что это будет стоить государству, области? Слушала бюджет на 2007 год. Одиннадцать целевых программ, которые работали в образовании, не будут финансироваться, потому что нет средств. Они практически заморожены. А мы сегодня говорим о строительстве интернатов. За какие средства?

Ладно, может, когда-нибудь и построим. Но как шестилетнего ребенка в первый класс возить за многие километры? Кто его отдаст? Я бы лично внука своего не отдала! Что это начинается и во что выльется селу? Интернаты – вообще позавчерашний день. Я начинала работать в 65 году. С 66 года — в Тамбовском районе. И мы тогда стали закрывать интернаты, потому что надо, чтоб ребенок воспитывался в семье, чтоб он был с родителями. У нас в Тамбовском районе малокомплектных школ много – две трети от всех имеющихся. И я категорически против того, что чем больше учеников, тем больше будут получать учителя и директор.

А педагоги в селе? Закрыли школу, сократили персонал. Куда пойдут работать учителя? Мы же таким образом увеличим безработицу! А что дальше?

…Надо давать широкую огласку этой теме. Думаю, и родители в восторге не будут… Не согласна с тем, что планируется. Но если это только обсуждается, значит, что-то можно поправить и не наломать сгоряча дров.

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости