http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2009-02-04/21610-na-glav-ishchut-upravu.html

На глав ищут управу

Поделиться новостью:

4 февраля 2009 в 09:00

Несладко придется главам муниципальных образований, если в Госдуме примут президентский Законопроект об усилении их ответственности. Сдается, при помощи нового Закона может активизироваться процесс, который позволит превращать мэров в марионеток, или, по крайней мере, портить им нервную систему.

Законопроект устанавливает процедуру удаления в отставку главы муниципалитета. Основанием для начала процедуры могут быть действие либо бездействие должностных лиц, повлекшие за собой массовое нарушение прав граждан, систематическое неисполнение прямых обязанностей по решению вопросов местного значения и осуществлению делегированных госполномочий.
  В том, что новый Закон будет принят, сомнений почему-то не возникает. Во всяком случае, депутаты наперебой принялись нахваливать Законопроект — «демократичный», «важный», «нужный». Еще бы. Ведь, судя по всему, распоясались отдельные главы на местах — прогульщики и тунеядцы, — и никакой управы на них нет! Вот председатель комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин, например, отметил, что возникали «просто недопустимые ситуации, когда человек, в том числе физически, не выполнял свои полномочия, не ходил на работу или пропадал на несколько месяцев, и его не могли найти». И председатель комитета по вопросам местного самоуправления Вячеслав Тимченко также напомнил о случаях, когда «главы муниципальных образований без объяснения причин отсутствовали на рабочем месте более полугода, а представительный орган не мог призвать их к ответу».
  Законопроект предусматривает установление  института отчетов глав о результатах их деятельности. Если по итогам доклада будет принято решение, что депутаты не удовлетворены работой главы, то может начаться процедура удаления в отставку. Ее инициаторами может выступить группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа членов представительного органа муниципалитета или высшее должностное лицо субъекта РФ. «Это исключает возможность субъективного принятия решений. Здесь отсутствует возможность для сведения счетов, — считают в Госдуме. 

Все уже придумано! 

  Насчет исключения возможности сведения счетов — сомнительно. Решит одна группа, что не угоден глава — и начнется. Хочешь сидеть в кресле — не высовывайся, не угодил — по шапке. Если при помощи нового Закона в отставку не отправят, то нервы-то помотать могут — будь здоров!
 
— Что касается той части Законопроекта, которая вводит новую схему снятия с должностей, то так оно и есть — ваши опасения имеют под собой основания, — согласился с нами руководитель центра изучения общественного мнения «МОНИТОРИНГ» Герман ЖЕЛЯБОВСКИЙ. — Сегодня, по мнению многих руководителей муниципальных образований, председателей заксобраний и депутатов, для введения такой нормы Закона нет серьезных предпосылок. Сейчас в действующем Законе есть норма, по которой можно отстранить от власти действующего мэра, а существующие обязательные условия, при которых осуществляется такое отстранение, являются гарантом его самостоятельности и дееспособности. Принятие такого Законопроекта в условиях начинающегося кризиса — это удобный для федеральной и региональной власти механизм «назначения стрелочника» из числа мэров муниципальных образований, за свои же возможные просчёты в работе, это — с одной стороны и возможность сведения счётов с оппонентом — с другой. Нововведение, по мнению многих аналитиков, может внести дестабилизацию в ряде регионов. А те статьи Законопроекта, которые касаются введения института ежегодных отчетов глав муниципальных образований о результатах их деятельности можно только приветствовать. Давно пора.
  — Инициатива абсолютно бесполезная, если не сказать вредная, — поделился мнением относительно нового Законопроекта и руководитель региональных программ «Фонда развития информационной политики» политолог Александр КЫНЕВ, — фактически она ничего не улучшит, а — наоборот. У нас в стране 25 тысяч муниципальных образований — физически контролировать процесс выстраивания вертикали власти невозможно. Получается, там, где жесткие вертикали, они станут еще жестче. Там, где много «бардака», его станет еще больше — больше возможностей у какой-то группы парализовать деятельность органов. Ведь треть голосов депутатов — не проблема. Недовольных администрацией всегда хватает. 

Работать надо, а не «балдеть»!

  Вопросы по поводу Законопроекта мы задали Станиславу Мелюкову, который сравнительно недавно вступил в должность главы Белогорска, а также Дмитрию Булдину, который едва покинул пост мэра Зеи.  Первый, можно сказать, только набирается опыта на мэрском посту, а второй — уже «отмучился», но оба поддерживают Законопроект.
  — Не кажется ли вам, что новый Закон поможет депутатам превратить глав в марионеток?
  С. М.: — Нет, не кажется. Все зависит от самих глав. Разумеется, с одной стороны, Закон дает в руки депутатов некий элемент спекуляций: если — не по-нашему, значит, будем «удалять». С другой стороны, глава — и не барин, решающий все вопросы единолично. Так что, от того, насколько у каждого главы выстроены отношения с представительным органом власти, и зависит в конечном итоге стабильная обстановка на территории.  Новое в законе фактически только то, что при неисполнении главой обязанностей дольше трех месяцев, удалить его в отставку смогут и депутаты. Это означает только то, что глава должен работать, а не «балдеть».
  Д. Б.: — Есть примеры, когда пришел глава муниципального образования и занимается, чем ни попадя, но никак его не сдвинуть. Процедура снятия с должности в соответствии со ст.135 ФЗ практически невыполнима. Нужно выбрать инициативную группу, собрать подписи, потом — чтобы больше половины зарегистрированных избирателей проголосовало на участках за снятие главы и так далее. Новый Закон — это определенный рычаг, эдакий сдерживающий фактор для выборного должностного лица.
  — Справедливо ли давать депутатам рычаги воздействия на глав, а главам — не давать рычаги воздействия на депутатов?
  С.М.: — Я вообще против того, чтобы две власти мерялись рычагами. Я — за сотрудничество…
  Д. Б.: — Депутатов тоже выбирает население, и они представляют его интересы. По-моему, это -  своевременный и правильный Законопроект.
  — Механизм удаления в отставку третью голосов исключает возможность сведения счетов?
  С. М.: — К сожалению, от попадания в представительный орган власти откровенных популистов и явных отморозков никто не застрахован. Но, думаю — таких всегда будет меньшинство. А при отсутствии причин удаления в отставку, главе, в общем-то, и беспокоиться незачем.
  Д.Б.: — Перегибы всегда возможны и во всем.
  …А в центре «Мониторинг», к слову, по этому поводу  оглядываются на недавние события в Приамурье. «Вспомните роспуск нашего областного законодательного собрания, – отметил Герман Желябовский. — У организатора этого действа (губернатора Колесова) особых проблем при этом не возникло».





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.