http://www.teleport2001.ru/alfa-teleport/2011-07-20/26513-v-istorii-priamurya-mozhet-poyavitsya-pervoe-ugolovnoe-delo-v-otnoshenii-rukovoditelya-dopustivshego.html

В истории Приамурья может появиться первое уголовное дело в отношении руководителя, допустившего нецелевое использование бюджетных средств

Поделиться новостью:

20 июля 2011 в 10:00

Глава амурского поселка Магдагачи вместо того, чтобы на бюджетные 7,6 миллиона рублей отремонтировать существующую автодорогу, незаконно начал строить новую, параллельную ей. Средств не хватило: новой трассы нет, а селяне по-прежнему ездят по разбитой старой дороге.

В истории Приамурья может появиться первое уголовное дело в отношении руководителя муниципального образования, допустившего нецелевое использование бюджетных средств. Вот только сотрудники следственного комитета Амурской области, имея необходимые доказательства и исследования, упорно не торопятся подводить сельского главу «под уголовку». Интересно, что затягивание с решением объясняется тем, что в возбуждении подобных дел в регионе практики нет. А пока правоохранительные органы принимают решение, неизвестные пытаются устранить следы чиновничьего «просчета». И, похоже, им это удается.

«Притча во языцех»

Проблема муниципальных дорог занимает «особое» положение среди остальных, которые приходится решать местным властям. Денег на их строительство в полной мере в казне небольших населенных пунктов, как правило, нет, и, чтобы хоть как-то исправить ситуацию, остается периодически ремонтировать то, что есть. Благо, на эти цели муниципалам деньги худо-бедно выделяются из бюджета региона. Существует соответствующая областная программа по развитию социальной и инженерной инфраструктуры Приамурья до 2013 года.
Амурский поселок Магдагачи ничем особо не отличается от других поселений Приамурья: такие же люди, такие же проблемы. Вот только решение одинаковых на первый взгляд вопросов находится разное.
Железная дорога, проходящая через «сердце» населенного пункта, условно делит Магдагачи на верхний и нижний поселки. При этом попасть в верхний поселок, минуя нижний, практически невозможно. В нижний же поселок ведет грунтовая дорога, которая берет свое начало от региональной трассы. В эту часть поселка ходит регулярный автобусный маршрут. Поскольку дорога не асфальтирована, то периодически приходит в негодность: сегодня она «пестрит» ямами, выбоинами, имеется наезженная с годами колея, а наличие многолетней растительности на обочине говорит о том, что последний раз ремонт здесь производился лет пять назад. Возить пассажиров по ухабам запрещают.
Вопрос о строительстве совершенно новой дороги в том же направлении, но чуть восточнее существующей, прорабатывался поселковыми властями с 2009 года. Ее стоимость оценивалась в сумму более 30 миллионов рублей.

Строить нельзя ремонтировать

Естественно, таких огромных средств у скромного поселкового бюджета никогда не было, да и вряд ли когда-нибудь будут. Все же надежда магдагачинских властей была связана с получением субсидии правительства Амурской области.
За создание новой трассы «говорил» и другой факт. Дорожно-строительная компания, которая прокладывала региональную автомобильную дорогу от федеральной трассы до нижнего поселка Магдагачи, сделала «добротный» съезд с «регионалки» в сторону Магдагачи длиною в 150 метров. Также была прорублена просека, знаменующая будущую трассу.
Летом 2010 года из правительства Приамурья пришли хорошие вести. Бюджет региона «даст» 7,6 миллиона рублей. Правда, деньги необходимо потратить на ремонтные работы существующей ветки. Так как область ограничена в возможностях финансирования капитального строительства, вопрос с прокладкой новой трассы следовало отложить.
В свою очередь в поселковом бюджете необходимо было предусмотреть 400 тысяч рублей для участия в софинансировании данных работ областью. Кроме того, муниципалам нужно было соблюсти ряд формальностей: внести дорогу в реестр муниципальной собственности (ибо дорога находится за пределами населенного пункта) и составить локальную смету расходов.
Чтобы не лишиться поддержки областного бюджета не только на этот, но и на будущие годы, бумаги в правительство были направлены. Как выяснилось позже, документы попросту «подгонялись» под условия субсидии. Того, что было прописано на бумаге, в реальности не существовало.

«Ни денег, ни стульев»

В августе 2010 года администрацией Магдагачи были проведены торги на размещение муниципального заказа по ремонту уже существующей дороги. Подрядчиком была определена коммерческая строительная организация. Сумма контракта — 8 миллионов рублей. Срок ремонта — месяц. Хотя контракт был оформлен под ремонтные работы, частной структуре заказчиком была поставлена задача строить параллельно новую дорогу.
Результата, который получился, после того как 7,6 миллиона казенных рублей закончились, следовало ожидать. Заключение инженера-дорожника, привлеченного в качестве независимого специалиста, на месте показало, что по просеке производилась отсыпка полотна новой дороги шлаком с поселковой котельной. Просека проходила по заболоченной местности, но устройств водоотводных каналов не было. А на двух участках, по 1000 метров каждый, работы вообще не производились. Эксперт-дорожник емко констатировал: «Дороги нет! Отрезки, что отсыпали, «уплывут» с первой же оттепелью».
Генеральный директор белогорской фирмы «Мостостроительный поезд №58», которая занималась строительством новой трассы, Евгений Целев отказался комментировать сложившуюся ситуацию по телефону.
Однако в руки нашего корреспондента попали материалы проверки данного факта, из которых следует, что в ООО «Мостостроительный поезд №58» понимали, что денег на строительство всего участка автодороги не хватит — и начинать строить дорогу придется незаконно, без проектно-сметной документации и отвода земель. Но надеялись, что проект новой ветки все-таки будет согласован администрацией соответствующим образом, а компания получит расчет по факту работ.

Доказали и наказали

Факт осуществления незаконных строительных работ на месте несуществующей автомобильной дороги подтверждают в инспекции Госстройнадзора области и областной прокуратуре. В феврале текущего года за незаконное строительство автодороги (без разрешений, проекта и соответствующих согласований) по требованию магдагачинского прокурора компания «Мостостроительный поезд №58» была оштрафована на сумму в 30 тысяч рублей. Главе поселка Магдагачи Андрею Мурысину также не удалось избежать административного наказания. За то, что допустил незаконное строительство, ему назначен штраф в размере 20 тысяч рублей.
Нарушения сразу нескольких федеральных законов констатировали в Контрольно-счетной палате (КСП) Амурской области. Аудиторы отмечают факт того, что в перечне автодорог поселка городского типа Магдагачи «новая дорога» не числится.
Более того, в областном управлении госрегистрации, кадастра и картографии даже вопрос о выделении земли под эту дорогу никто никогда не ставил. Другими словами, деньги областного бюджета, по сути, были потрачены на объект, который существовал только на бумаге. Эксперты КСП также подтверждают, что новая трасса строилась незаконно.
КСП обратила внимание и на то, что деньги областной казны главой поселка не были отражены в бюджете муниципального образования. Оплата подрядчику фактически шла как безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям. Таким образом, администрация поселка в лице ее руководителя грубейшим образом нарушила российское бюджетное законодательство — такой вывод сделали в КСП.
Потраченные впустую деньги уже не вернуть. На месте предполагаемых работ, фактически дороги, как было указано в перечне автомобильных дорог поселка Магдагачи, не было и нет. Участок строительства обозначают вешки, торчащие из болотной мари, которые указывают направление, где должна была пройти дорога.

Деньги — в болото

Многомиллионный ущерб был причинен только областному бюджету. Те 400 тысяч рублей из поселковой казны, необходимые для софинансирования, так и не были перечислены подрядчику. Как выяснилось, добро на это не дали в местном Совете депутатов, так как строительная фирма не выполнила своих обязательств. «Засыпать деньгами болото» народные избранники Магдагачи не позволили бы априори.
Выяснилось, что изменения в бюджет Магдагачи в 2010 году, в связи с предоставлением правительством области субсидии в сумме 7,6 миллиона рублей, на ремонт обозначенной дороги не вносились. Формально деньги, которые не прошли через бюджет поселка и не нашли отражение ни в доходной, ни в расходной частях главного финансового документа Магдагачи, не являются предметом внимания народных избранников.
А если бы глава администрации поселка провел эти деньги через бюджет, то вопросы возникли бы сами собой. Ведь в таком случае необходимо было бы готовить дефектную ведомость, настоящий локальный расчет текущего ремонта существующей дороги, производить межевание земли, ставить на кадастровый учет и т. д. (дорога проходит за пределами поселка), принимать дорогу в реестр муниципальной собственности, ставить на баланс, после чего объявлять торги.
Сам же руководитель администрации Магдагачи Андрей Мурысин не согласен с тем, что потратил областные деньги по нецелевому назначению.
— Проект строительства новой подъездной дороги был согласован еще при прежнем главе поселка, — поделился мнением в телефонном разговоре Андрей Мурысин. — От региональной трассы был построен съезд протяженностью 150 метров и просека. Меня попросту поставили перед фактом: раз проект согласован, то нужно делать новый подъезд именно в этом месте. В другом месте (на существующей ветке) никакого подъезда мы не имели права делать. Дорога, которая существует, по сути, является «времянкой» — когда-то ее для собственных нужд прокладывали строители. По сути, по документам ее тоже не существует. Деньги выделялись именно на участок, где пройдет новая подъездная ветка и никак иначе. В данном случае деньги были потрачены по целевому назначению. Вопрос был несколько в другом, что подрядчик не уложился в сроки и денег не хватило, но сейчас работа по строительству подъезда завершается.
Андрей Мурысин также посетовал на то, что если бы прокладку дороги «проводили» как строительство, то сумма необходима была бы в 30 миллионов рублей. «Проектно-сметная документация должна была быть, но, увы, ее не было. К тому же было выделено всего 8 миллионов рублей. Этих денег бы не хватило на строительство. Поэтому оформили как ремонт», — добавил глава поселка.
В разговоре глава поселка Магдагачи постоянно ссылался на неких лиц, которые дали указание вместо ремонта заняться строительством. Такой «приказ» мог исходить только откуда-то сверху.

Состав есть, дела нет

Исходя из материалов проверки, официальная позиция правительства Амурской области сводится к тому, что действия главы администрации Магдагачи подпадают под нецелевое расходование бюджетных средств. «Субсидия предоставлялась на текущий ремонт существующей дороги. Строительство же дороги предполагает, как минимум, наличие проекта капитального строительства. Цель, которую преследовали областные власти, субсидируя поселок, не достигнута. Но денежные средства израсходованы в полном объеме. На средства, выделенные в рамках соглашения с муниципальной администрацией, строительство нового участка дороги совершенно не обоснованно», — констатировали в региональном правительстве.
Черту под вышеперечисленными фактами подводит резюме аудиторов амурской Контрольно-счетной палаты: «Таким образом, действия должностных лиц поселка Магдагачи полностью подпадают под диспозицию статьи 289 Бюджетного кодекса РФ, в соответствии с которой административная ответственность наступает, если сумма нецелевого расходования не превышает 1,5 миллиона рублей. Нецелевое расходование бюджетных средств на сумму более 1,5 миллионов рублей влечет уголовную ответственность».
Однако в следственном комитете Амурской области все никак не примут решения. «В настоящий момент следственным отделом по Магдагачинскому району проводится проверка, срок проведения которой продлен до 30 июля 2011 года», — ответили нам в следственном комитете по Амурской области.
Ключевое слово следователей — «продлено». Как нам стало известно, процесс возбуждения дела отодвигается уже во второй раз. При том, что Уголовно-процессуальный кодекс разрешает продлить один раз, для того чтобы провести необходимые исследования и ревизии. Странно, так как мы выяснили, что необходимые исследования были проведены еще в апреле 2011 года, в том числе и специалистами Контрольно–счетной палаты Амурской области.
Между тем жители Магдагачи заметили, что в районе недостроенной новой подъездной дороги рабочие начали отсыпать полотно пескогравием. Стройка, вроде бы, ведется под руководством одного авторитетного в поселке человека. Делается все в спешном порядке. Причем ни поселковые депутаты, ни область очередного «спонсорства» в последнее время не оказывали. Сам же глава поселка Андрей Мурысин в разговоре рассказал нашему корреспонденту, что работы на данном участке продолжаются в рамках гарантийного обязательства, которое дала фирма, выигравшая конкурс.
Интересно, но по нашим сведениям, подрядная организация не участвует в работах, поскольку уже была привлечена к денежному штрафу за незаконное строительство данной дороги. Да и за чей счет ведется стройка, если областные 7,6 миллиона были освоены в полном объеме? Кто и как будет принимать дорогу, когда незаконная стройка закончится? Вопросов пока больше, чем ответов.

Постскриптум

Почему глава поселка начал строить новую дорогу — вместо того, чтобы ремонтировать старую, становится понятно, если разобраться в таких понятиях, как «строительство» и «ремонт», но самое главное, что следует за этими словами. Капитальное строительство перво-наперво подразумевает наличие в собственности поселка земли под грядущую стройку. Известно, что выделение земель в нашей стране, и области в частности, — процедура муторная и занимает время. Не меньше затягивает процесс стройки подготовка проектно-сметной документации и проведение изыскательских работ на месте будущего объекта. Иначе строительство не даст начать амурский строительный надзор. К слову, областная инспекция стройнадзора в процессе всего действа будет жестко контролировать процесс, а также выносить окончательное решение. Собственно, поэтому капитальное строительство дороги и стоит несколько десятков миллионов.
Ремонт «отсекает» все вышеперечисленное. Принимать, следить и перечислять деньги за выполненные работы может один уполномоченный на то человек. В нашем случае этим человеком является глава Магдагачи. Но самое главное — никакого контроля со стороны строительной инспекции и депутатов.
Как нам стало известно из источников, имеющих отношение как к муниципальным, так и к областным властям, подобные «махинации» с подменой понятий происходят часто.
Чиновниками разного уровня в целях экономии не только новое строительство, но и капитальный ремонт зачастую выдаются как обыкновенный косметический ремонт. В этом случае никаких согласований проводить не нужно. В общем, все становится гораздо проще.

***
Пока верстался номер, нам стало известно, что материалы предварительной проверки по факту нецелевого расходования средств в следственный комитет по Амурской области были предоставлены Главным управлением МВД России по ДФО. За комментарием мы обратились в межрегиональный отдел «главка». В руководстве отдела нашему корреспонденту пояснили, что все материалы официально были предоставлены в следственный комитет еще 10 мая 2011 года. И комментировать что-либо до принятия окончательного решения преждевременно.
 





Loading...
Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.