Программа по развитию конкуренции "вне конкуренции"

В правительстве Амурской области разработана и утверждена целевая программа развития конкуренции на ключевых товарных рынках Приамурья. Наш корреспондент решил обратиться к постоянным экспертам «Телепорта» в области экономики и бизнеса, чтобы узнать их мнение относительно созданного документа. Результат опроса показался нам удивительным.

По поручению российского Правительства все субъекты РФ должны разработать собственные программы по развитию конкуренции в регионе. А к апрелю текущего года бумаги должны уже лежать на столах столичных чиновников. Подобный документ создан и в правительстве Амурской области. К 1 марта программа от Приамурья была утверждена и отправлена в Минэкономразвития России.
Документ нужный и очень востребованный, ведь, по сути дела, развитая конкуренция должна обеспечивать умеренные цены на товары и услуги. Но совсем другое дело — качество и соответствие областной программы действительности.
Речь идет о том, что амурские эксперты в области экономики и бизнеса после прочтения документа критично отнеслись к разработке областных чиновников. По их мнению, под видом программы по развитию конкуренции нам представляют странную компиляцию из программы социально-экономического развития территории и планов отраслевого развития. Хотя сами разработчики утверждают обратное.

Говоря цифрами

В программе дается краткая характеристика и оценка конкурентной среды на ключевых товарных рынках, а также описание основных мер для ее улучшения. То есть определяются основные задачи по развитию конкуренции, и содержится план мероприятий по развитию конкуренции. Во всяком случае, таким должен быть новый документ. Что в реалии?
По данным программы, на начало 2009 года в Амурской области осуществляли хозяйственную деятельность 13822 организации и предприятия, из них по формам собственности: 3026 государственных и муниципальных; 9359 частных и 269 смешанных (вот только не совсем ясно, какого размера эти частные предприятия — малые, средние или очень большие). Наибольшее их число, около 24%, занято в оптово-розничной торговле, в промышленности работают 10,7% предприятий, а в строительстве — 9,5%. Различные виды услуг населению предоставляют 8,4% учреждений.
Кроме того, составители обращают внимание на то, что в Амурской области благодатная почва для развития конкуренции. Здесь тебе и выгодное географическое положение (наличие границы с КНР и близость к странам АТР), и частично неиспользуемый промышленный потенциал. Плюс благоприятные климатические условия для развития сельского хозяйства, а также богатый минерально-сырьевой потенциал. И многое другое. Осталось только грамотно воспользоваться этими факторами.

Подмена понятий

Однако исходя из вышеперечисленного эксперты отмечают, что здесь идет подмена понятий «рыночной конкуренции» и «конкурентоспособности региона в целом».
— Противоречий в программе довольно много, — говорит экс-заместитель министра экономического развития Приамурья, бизнес-консультант Центра развития предпринимательства «Прогноз» Андрей КОНЮШОК. — Яркий пример: в качестве цели программы разработчики указывают снятие административных и экономических барьеров, препятствующих развитию конкурентной среды. Но из дальнейшего анализа следует, что в основном много проблем возникает из-за отсутствия инфраструктуры, плохой логистики, отсутствия баз данных предприятий, слабой пропаганды открытия бизнеса по уведомлению и так далее.
Андрей Алексеевич подчеркнул, что чиновники связывают процветание самогоноварения в селах и продажи алкоголя «с домов» с введением в 2006 году новых требований к розничной продаже алкогольной продукции, из-за чего сократилось число точек организованной розничной продажи алкоголя в сельской местности. «Это не проблема развития конкурентоспособности. Пока нет другой цели в жизни, кроме как выжить, люди пили и будут пить», — добавил экономист.

«Туристо облико морале!»

Значительное место в программе отведено и оценке туристической деятельности. Что тут скажешь, само положение региона — граница с Китаем — обязывает. Между тем, по словам специалистов министерства внешнеэкономических связей Амурской области, широкая рекламная кампания туристских возможностей области способствует росту количества иностранных и отечественных туристов, а, следовательно, и росту поступлений в экономику страны. При этом развитие конкуренции в туристической сфере дают, несомненно, положительный эффект — развитие сопутствующих туризму сфер экономической деятельности (общественное питание, гостиничный бизнес и т.п.) и рост занятости населения (косвенно 3-4 иностранных туриста «обеспечивают» 1 рабочее место в экономике области).
— Мероприятия по развитию конкуренции в туризме скорее направлены на развитие отрасли в целом, нежели на конкурентную среду и условия, — поделилась мнением директор благовещенской туристической фирмы «Интурист» Галина ПРИХОДЬКО. — Причем вся информация указана в общих цифрах, нет узкого анализа. Больше сказать мне нечего. Программу разрабатывали в администрации. Наверное, им виднее.

Обидели строителей

Заместителя гендиректора «Союза строителей Амурской области» Александра ЖУКОВА удивили тезисы программы, в которых утверждается, что переход строителей от лицензирования к саморегулируемым организациям ограничивает конкуренцию в этой отрасли.
— То, что на рынок теперь не попадут компании-«однодневки» и недобросовестные организации, еще не значит, что переход к СРО ограничивает конкуренцию, — говорит Александр Жуков. — Даже наоборот, ведется работа по приведению строительной отрасли в порядок. Таким образом, конкуренция на рынке строительства станет прозрачной и честной, так как список и полная информация о подрядчиках будут размещаться на сайте СРО.
Заместитель гендиректора «Союза строителей Амурской области» также отметил, что тезис составителей программы по поводу затруднения выхода на амурский рынок строительных организаций с других регионов не стыкуется с принятыми нормами. Так как свидетельство о допуске к строительным работам, выданное СРО, действует на всей территории России.
Немалую долю сомнения у экспертов вызвало и развитие конкуренции на фармацевтическом рынке и рынке медицинской продукции. В частности, первым делом в программе указано, что «конкурентная среда в этих сферах довольно хорошо развита: при рекомендуемом нормативе 4-5 тысяч человек на 1 аптеку обеспеченность данными объектами по области составляет 192,2%»
— В документе указаны меры по дальнейшему развитию конкуренции в этой сфере, хотя, по сути, здесь никаких мер и не надо, даже наоборот здесь нужно следить за возможными процессами слияния и поглощения, которые могут привести к монополиям, — поделился мнением Андрей Конюшок.

Спросить забыли?

Это лишь малая доля вопросов по программе со стороны амурских экспертов. Можно было бы написать по каждой сфере отдельно, но газетная полоса «не резиновая». Но если в общих чертах: практически по каждому направлению в документе предоставлены не столько анализы рынков с точки зрения конкуренции, сколько описание отраслей в целом. К тому же доводы разработчиков не всегда подкрепляются показателями конъюнктуры рынка, больше использовано статистических данных о количестве хозяйствующих субъектов и объемах производства.
Не везде указаны результаты планируемых мероприятий, а также отсутствует предполагаемый результат. Среди прочего в документе не указана информация о проведении и результатах публичных обсуждений программы с экспертным и предпринимательским сообществом.
Ведь значительную помощь в подготовке региональных программ может оказать бизнес, который хорошо знает проблемы и может предложить конкретные шаги по их решению. Но пока представители бизнес-сообщества недостаточно активно участвуют в этой работе: не привыкли, видимо, к публичному диалогу с органами власти.
— Эту программу мы «вывешивали» на сайт для всеобщего обсуждения в десятых числах ноября прошлого года, — рассказала нашему корреспонденту и.о. министра внешнеэкономических связей, труда и потребительского рынка Ольга ЛИШТАЕВА. — Те, кому это было интересно, могли оставить свои замечания или предложения. Однако до последнего дня ни одной заявки не поступило. Проводить какие-либо совещания и встречи с представителями хозяйствующих субъектов — не наша прерогатива.
Мы уже направляли свою программу в столичное ведомство, там она была проинспектирована, были внесены предложения, по которым мы внесли изменения.

***
Между тем областное министерство внешнеэкономических связей и потребительского рынка, где и составлялся стратегический документ, по-прежнему остается без руководителя. Напомним, бывший министр Александр Решетников был назначен главным амурским федеральным инспектором. Как сказал нашему корреспонденту в личной беседе губернатор области Олег Кожемяко во время своей рабочей поездки по Благовещенскому району, кандидаты на должность министра пока не рассматривались.
 

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.