Вампир для плохих людей и домашние олени: о чем рассказывают писаницы в Тындинском районе

Исследовали показали еще две писаницы, находящиеся на севере области.

Амурские археологи рассказали о новых памятниках древнего наскального искусства в Тындинском районе. Рисунки на писанице, расположенной на реке Большой Онон, находят отражения в эвенкийских легендах. 

Памятник расположен в 500 метрах от федеральной автодороги Невер - Якутск (недалеко от того места, где на трассу выходят полакомиться медведица с медвежатами). Пробраться к этому месту возможно лишь пешком через густые заросли кедрового стланника и лиственницы, преодолев при этом небольшую реку. По словам исследователей, даже они, неоднократно бывавшие у писаницы, долго блуждали по тайге в ее поиске и каждый раз проходили мимо, не замечая скальный останец в зарослях леса. На помощь пришел GPS-навигатор, который вывел прямо к плоскости. 

Писаница на Большом Ононе открыта в 70-е годы XX века. Рисунки нанесены на потолке нависающего карниза, и чтобы их увидеть, надо как бы нырнуть под скалу или же лечь на спину.

На основной плоскости писаницы изображен злой дух Харги. Он обитает в нижнем мире. Голова его лысая с двумя длинными косами, тело заросло шерстью. Вместо ног у него культышки, одна длинная, другая короткая. Вместо правой руки у него страшная голова бальбука. Левая рука - это острый коготь. Харги может высунуть из под земли бальбуку и напугать человека, а в этот момент выпить кровь своей левой рукой-крюком. Делает так Харги с плохими людьми, непослушными детьми, обманщиками и хулиганами. После того как Харги выпьет кровь, человек будет сильно болеть и может умереть. Помочь ему может только шаман! Но если человек честен и храбр, то он не боится бальбуку и тогда Харги не может его тронуть.

Еще по одной легенде Харги охотится за болтливыми и неверными женщинами и насилует их ногой, после чего женщина погибает. Именно эту сцену и изобразил древний художник на плоскости Больше Ононской писаницы.

Помимо Харги нарисованы антропоморфные фигуры людей, хвойное дерево, обозначающее тайгу, множество точек и пятен.

У писаницы на Большом Ононе были выявлены деревянные идолы-ментая (сэвэны), которые представляют собой небольшие деревянные палочки с косо срезанным верхним краем и обозначением прорезями глаз, рта, носа. Такие идолы находил археолог А.И. Мазин, встречали их и современники вместе с коллегами из научного музея АмГУ в 2009 году, их же нашли и сейчас. Идолы предназначены для охраны жертвоприношений у скалы.

Недалеко от писаницы расположен большой валун с рельефным петроглифом. Памятник так и называется "петроглиф на реке Большой Онон". Петроглиф трактуется по разному. По одной версии это змееподобное существо с клиновидным телом и головой на длинной изогнутой шее и хвостом. По другой версии на валуне выбита палатка шамана, из которой идет дым во время камлания и сверху над палаткой летает шаманский орел (кирэн) - дух-помощник шаманов. 

Еще одна писаница - Гетканская - расположена на вершине скального останца правого берега реки Геткан. Ближайший населенный пункт - поселок Кувыкта.

Пройти к памятнику возможно лишь перейдя реку Геткан с его бурным течением в брод (у археологов воды было по пояс, они использовали резиновую лодку) и далее через широкую заболоченную марь (примерно два километра).

Памятник имеет три основные плоскости с рисунками, изображающими размеренную жизнь человека, ухаживающего за оленями. Олени находятся в своеобразной загородке, что позволяет сделать вывод, что нарисованы именно домашние животные.

На одной из плоскостей есть, так называемое, "рогатое солнце", его интерпретация разная. По одной версии это изображение падающего солнца, оставляющего за собой след, по другой - это изображение злого духа Харги, летящего на землю. 

"Это одна из немногих писаниц, на которой нет никаких посторонних надписей, думали мы... Но представьте каково было наше удивление, когда после обработки одной из плоскостей под потеками калицитов проступили иероглифы (фото 12 до обработки, фото 13 после)", - рассказали археологи. Что они означают, пока не расшифровано.

В целом же памятник в хорошем состоянии. Судя по немногочисленным патронам в расщелинах и монеткам у плоскостей с рисунками (еще советского периода), он нечасто посещается людьми.

В этом месте нет интернета, но есть сотовая связь. А долина реки полна ягоды (морошки, клюквы, голубики), но есть и хозяин тайги.

По информации Центра по сохранению историко-культурного наследия Амурской области

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости