Земля может сама регулировать свою температуру

Ученые раскрыли механизмы, стабилизирующие климатические процессы Земли.

Климатические циклы Земли обладают стабилизирующими механизмами, которые действуют в течение сотен тысяч лет, поддерживая глобальные температуры в пределах примерно одного устойчивого диапазона, раскрыли ученые из Массачусетского технологического института (MIT). В журнале Science Advanced сообщается о результатах исследования.

Такой процесс дает возможность регулировать так называемое силикатное выветривание - геологическое явление, когда силикатные породы (слюда, глина, кварц и так далее) активизируют химические реакции, вытягивающие из атмосферы углекислый газ в отложения на дне океана. О связи силикатного выветривания и углеродного цикла, которые позволяют контролировать глобальные температуры, специалисты подозревали и раньше.

Это удалось доказать с помощью анализа палеоклиматических данных, при которых были отражены изменения температуры планеты за последние 66 млн лет. Авторы исследования после чего на основе математической теории стохастических дифференциальных уравнений проследили за закономерностями. Как оказалось, колебания земной температуры поддаются последовательной закономерности, в результате которой климатические изменения стабилизирует силикатное выветривание, но в масштабе сотен тысяч лет.

Исследователи подчеркивают, что выводы, с одной стороны, обнадеживают тем, что в конце концов нынешнее глобальное потепление будет нейтрализовано, но, с другой стороны, на это может уйти несколько тысячелетий, поэтому сегодняшней проблемы данное открытие не решает.