Подготовка к школе: как сформировать положительную мотивацию к обучению

14
Подготовка к школе: как сформировать положительную мотивацию к обучению

Основная цель начальной школы - сформировать положительную мотивацию к обучению.

Когда стоит вопрос об адаптации к школе младших школьников, нужно иметь перед собой конкретный и четкий ответ на вопрос - какова основная цель обучения в начальной школе, рассказывает д.психол.н., профессор, директор, институт клинической психологии и социальной работы, заведующий кафедрой, кафедра клинической психологии и социальной работы (ИКПСР) РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России Вера Никишина.

По ее словам, ошибочно думать, что цель обучения - это формирование учебных навыков, счета, письма, чтения. Все же основная цель начальной школы - сформировать положительную мотивацию к обучению и сохранить ее для того, чтобы ее можно было реализовать в средней и старшей школе и в дальнейшем, на других этапах обучения. Также есть еще очень важный целевой компонент начальной школы - самостоятельное усилие к интеллектуальной деятельности. Если родители поставят перед собой эти два целевых ориентира, то будет легко сохранять стабильность в своих действиях, а также поддерживать ребенка в направлении именно этого движения.

Профессор отметила, что очень важно учиться у того, кого уважаешь. Положительная мотивация к учению у ребенка в этом возрасте реализуется через уважение к тому, кто учит - к учителю, и прямой ущерб мотивации ребенка - даже вскользь сказанные негативные оценочные суждения в отношении учителя. Поэтому родителям нужно сохранять, по крайней мере, в пространстве отношений с ребенком, уважительное отношение к учителю.

Другим очень важным моментом является минимизация или исключение сверхэмоциональности в отношениях. Не надо использовать школу как пугалку, как место, которое изменит жизнь ребенка категорически. Лучше относиться к этому месту со стабильным, уважительным спокойствием, и это тоже даст возможность ребенку, ориентируясь на это, не создавать страхи, не усиливать свои эмоциональные реакции, а потом не компенсировать эти страхи, например, агрессией.

Еще очень важный момент для ребенка - отношения с одноклассниками. Можно заметить, что родители так интенсивно в отношениях с другими родителями, порой пытаются тотально присутствовать в этих отношениях, что это не позволяет ребенку самостоятельно настраивать отношения с одноклассниками. Здесь советов нет. Пока нет
угрозы здоровью, безопасности и жизни вашего ребенка, лучше минимизировать свое участие в отношениях с другими детьми. Нужно дать ему возможность совершать ошибки, ссориться и дружить, а затем мириться и снова начинать сначала. Опыт самостоятельного выстраивания отношений на условиях, регламентированных школой, - это тот вклад, который обеспечит ребенку устойчивость в отношениях на следующем, проблематичном периоде подросткового возраста. Не надо изолировать ребенка от отношений, не заменять эти отношения отношениями со взрослым и не пытаться их организовать по принципу отношения взрослого и ребенка.

Вместе с тем режим - тот фактор, который должен сохраняться в течение всего периода начальной школы. Вставать в одно время, определенный момент начала самоподготовки, определенный момент прогулки. Если на
старте выстроить этот ритм, то ребенок будет далее без труда его придерживаться. По крайней мере, любой деструктивный ритм или его отсутствие, как хаотическое, нестабильное поведение по режиму дня создаст дополнительное напряжение, станет дополнительным фактором неадаптации. 

Кроме того, не стоит перегружать жизнь ребенка большим количеством предметов и аксессуаров. Любой предмет может быть неконструктивным способом переключения внимания ребенка во время учебы и причиной избыточных межличностных конфликтов между детьми. Не нужно большое количество ручек или других аксессуаров учебной среды. Пусть это будет не игровой предмет, а учебный, и он должен отличаться от игрового, от игрушки. Мера и стабильность в ограничениях в этой части подготовки и адаптации ребенка точно должна быть, считает специалист.

Очень важно также в любой период адаптации не перегружать отрицательными эмоциями, страхом. Он оправданно присутствует. Когда ребенок входит в новую ситуацию, сама по себе довольно часто она пугает ребенка, вызывает напряжение. Не надо акцентировать это напряжение, усиливать эти эмоциональные состояния,
страх. Тем более не переносить свой страх на ребенка. Нужно постараться в этот период в собственных
реакциях контролировать эмоциональную избыточность и напряжение, потому что ребенок очень быстро схватывает, переносит на себя и эти состояния проживает как свои. Этот период лучше наполнить радостью, интересом, удивлением, интересом.

В случае, если ребенок не хочет в школу уже на старте, эту установку следует как минимум перестроить. Нужно начинать с деталей. За "не хочу в школу" стоят конкретные причины. Их нужно выяснить в подробностях. Можно обратиться к специалисту, психологу. Очень важно, получив ответы от ребенка, отнестись к ним с вниманием. Не через обесценивание и настойчивость, а через легкое эмоциональное положительное акцентирование.

Если думается, что период адаптации бесконечен, это ошибочно. Он имеет абсолютно конкретную длительность и длится 1-3 месяца, у тревожных детей - до полугода и затем завершается. А значит, на этот период нужно максимально внимательно держаться основной цели обучения в младшей школе. Самое главное - сформировать и сохранить желание учиться.  Учиться должно быть интересно и сложно. На определенных этапах
сложность будет выходить на первый план, в других - интерес. Эти моменты и надо варьировать в учебной жизни ребенка.

По информации пресс-службы Пироговского университета, фото ТЕЛЕПОРТ.РФ

Автор: Редакция ТЕЛЕПОРТ.РФ

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.

Новости