Ученый рассказал, как подготовить ребенка к школе 

264
Ученый рассказал, как подготовить ребенка к школе 

До 35% детей сталкиваются с проблемами в адаптации.

По данным РНИМУ им. Н.И. Пирогова, около половины школьников испытывают трудности с адаптацией к образовательной среде, что способствует росту нарушений нервной системы. В странах с высоким уровнем дохода этим страдают до 35% детей. Общая распространенность психических расстройств составляет примерно 10%, среди мальчиков - 11%, среди девочек - 9%. Ученый Пермского Политеха Валерий Литвинов объясняет, как определить готовность ребенка к школе, облегчить адаптацию, понять полезный и вредный стресс и помочь вернуться к школьному графику после каникул.

По его словам, полностью избегать стрессовых ситуаций неправильно. Эустрессовые (положительные) реакции помогают ребенку привыкнуть к новой обстановке, людям и правилам, здесь важна правильная реакция на эустресс и умение им управлять. Валерий Литвинов отмечает, что стресс повышает уровень гормонов глюкокортикоидов, необходимых для борьбы с воспалениями, но при этом снижается активность лимфоцитов и макрофагов, что делает ребенка более уязвимым к простудным заболеваниям. Адаптация к школе может сопровождаться сокращением сна, что также считается нормальной реакцией.

Возвращение после летних каникул тоже является стрессом: ребенку приходится снова включаться в режим учебы, что может вызвать дезадаптацию, тревогу и психоэмоциональное напряжение. Эксперт рекомендует заранее корректировать режим сна и бодрствования, чтобы снизить нагрузку на ребенка. Процесс адаптации обычно занимает месяц-полтора, и родители не должны чрезмерно хвалить ребенка за посещение школы, чтобы привыкание проходило естественно.

Сложнее адаптируются дети, сталкивающиеся с дополнительными стрессовыми факторами, такими как семейные конфликты или хронические заболевания. У них может развиваться дистресс (негативная реакция) с проявлением нервно-психических расстройств, например, неконтролируемых истерик, недержания мочи, головных болей или синдрома гипердинамичности (СДВГ). В таких случаях необходимо обратиться к врачу - педиатру, детскому неврологу или психиатру.

Первоклассник изначально не должен стремиться к школе: с психофизиологической точки зрения переход в новую среду вызывает естественный дискомфорт. Дети понимают, что им придется адаптироваться к новым условиям, и это нормальная реакция, отмечает Валерий Литвинов. Часто у ребенка есть желание «стать взрослым», и родителям полезно объяснить, что школа помогает приобрести знания и навыки, которые компенсируют трудности.

Готовность к школе определяется нейропсихологической зрелостью, особенно способностью удерживать произвольное внимание. Это умение концентрироваться на конкретной деятельности, а не отвлекаться на внешние раздражители, такие как яркие картинки или музыка. Речь идет не о навыках чтения или счета, а о повседневных умениях: спокойно сидеть, пользоваться столовыми приборами, завязывать шнурки и самостоятельно одеваться. Если воспитатель отмечает, что ребенок еще не созрел, нет смысла спешить с отправкой в школу. Дети, пришедшие позже, адаптируются лучше и успешно учатся наряду со сверстниками.

Для облегчения адаптации важно развивать у ребенка способность к продолжительной концентрации, самостоятельность и контроль эмоций. Эти навыки позволяют осваивать более сложный материал даже при насыщенной учебной программе первого класса.

Информация Пермского национального исследовательского политехнического университета, фото ТЕЛЕПОРТ.РФ

Автор: Редакция ТЕЛЕПОРТ.РФ

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Содержимое данного поля является приватным и не предназначено для показа.

Ограниченный HTML

  • Допустимые HTML-теги: <a href hreflang> <em> <strong> <cite> <blockquote cite> <code> <ul type> <ol start type> <li> <dl> <dt> <dd> <h2 id> <h3 id> <h4 id> <h5 id> <h6 id>
  • Строки и абзацы переносятся автоматически.
  • Адреса веб-страниц и email-адреса преобразовываются в ссылки автоматически.

Новости