Новая постановка «Женский монастырь» ожидает амурских зрителей 26 мая. Примечательно, что водевиль несколько лет назад уже шел на театральной сцене областного центра. Режиссер постановки, как и в прошлый раз, любимый амурчанами народный артист Владимир Матвеев.
Аристофаном пьесу не испортишь
В 1995 году поставленная Матвеевым комедия Владимира Дыховичного и Мориса Слободского «Женский монастырь» была принята зрителями на «ура». Постановка сыграна более ста раз как в областном центре, так и в других городах и селах Приамурья. Комедия оставалась в репертуаре амурского театра около пяти лет. Спустя двадцать водевиль вновь оказался востребованным. В поисках материала для новой постановки руководство театра вспомнило про «Женский монастырь» и предложило Владимиру Матвееву вдохнуть в него вторую жизнь.
- Сейчас очень мало комедийных пьес. Нормальных, человеческих, - объясняет народный артист РФ Владимир Матвеев. - Не пишут их современные авторы. «Женский монастырь» - любимая мной пьеса. Она о том, что природа создала нас продолжать род, жизнь продолжать. Про любовь. Женщина не может без мужчины, и мужчина - без женщины.
Забывающим эту простую истину приходится туго. По сюжету пьесы женщины одного небольшого городка обиделись на своих супругов за излишнее внимание к артистке филармонии, которую очень убедительно играет Ольга Зорина, и все до единой ушли в монастырь. Покинутым мужчинам пришлось самим стирать, детей кормить и управляться с пылесосом. Что, как оказалось, совсем не просто. То пылесос дует в другую сторону, то белье даже при помощи столярного клея не отстирывается.
При работе над постановкой Владимир Матвеев приложил руку не только к режиссуре, но и к оригинальному тексту комедии. Артист дополнил ее выдержками из «Лисистраты» Аристофана. По словам Владимира Гавриловича, «Женский монастырь» - не возобновление старого материала, а совершенно новая постановка. В первую очередь, это другие декорации. В старой постановке было много арок, будто из древней Греции. В новой их заменят обычные балконы, какие украшают дома современного города. Изготовление декораций доверили хабаровскому художнику Сергею Киму. Задействованы в новом «Женском монастыре» другие актеры, готовится свежее музыкальное сопровождение. Его пишет для постановки Юрий Еременко. Комедия очень живая, в ней много хореографических номеров, динамики.
- Двигайтесь, двигайтесь по сцене, для чего сцена-то нужна, - дает Владимир Гаврилович указания актерам. Полным ходом идет репетиция. - Двигаться надо, на этом держится картина!
Матвеев даже в качестве режиссера следит за действом не из зрительного зала, а со сцены. Всплескивает руками, хохочет, вскакивает со стула, чтобы проиграть с актерами целые куски пьесы.
- Некоторые говорят, мол, у Матвеева актерская режиссура, - удивляется артист. - Что это значит, понятия не имею. По мне, режиссура она и есть режиссура.
Репетиция пьесы проходит в дружеской и непринужденной обстановке. Актеры советуются с режиссером, перебрасываются шутками.
- Саша Симонец, помоги нам походить по сцене, - смеется Матвеев.
- Я и побегать могу, - парирует Симонец.
К слову, о недавно вошедшем в труппу театра столичном актере Александре Симонце Владимир Гаврилович говорит с уважением. Отмечает, что они общаются друг с другом на одном языке. Хороший артист хорошего артиста сразу видит, как говорится. Доволен Матвеев и актерским составом «Женского монастыря». Хвалит режиссер, в частности, Олега Бойко, Никиту Жидовленко, Максима Клепалова, Юлию Стафиевскую. Даже мировых звезд театра и кино в свою постановку Владимир Гаврилович брать бы не стал. Актеры амурского драматического с ролями и так прекрасно справляются.
«На меня ставили «Тартюфа»
Матвеев в качестве и режиссера, и актера чувствует себя органично. Поставленных им спектаклей около двадцати. Помимо «Женского монастыря» артист режиссировал, например, пьесу Андрея Иванова «Жениха вызывали?» и театральную фантазию «Река любви» Нины Дьяковой.
- Если пьеса не нравится, нельзя за нее браться, - делится Владимир Гаврилович. С пьесой надо переспать, ее надо полюбить. Дойти до кондиции, чтобы аж руки чесались и мозги. Только тогда и можно делать.
Сейчас у Владимира Матвеева руки чешутся поставить современную пьесу «Деловой ужин в семейном кругу» («Деловой ужин в домашней обстановке» Антона Финка. - Прим. ред.) Режиссера заинтересовала ее проблематика. В комедии затронуты актуальные на сегодняшний день вопросы карьеры и продвижения по службе.
Ролей, сыгранных народным артистом, в разы больше, более двухсот. Все как одна - характерные. Тут и Фамусов из грибоедовского «Горе от ума», и Хлестаков с Городничим из гоголевского «Ревизора», и Лир из шекспировского «Короля Лира». Среди сыгранных ролей много любимых. Тот же король Лир, к примеру, Тевье-молочник из пьесы Григория Горина «Поминальная молитва» или сеньор Монтекки из трагикомедии того же автора «…Чума на оба ваши дома!»
С этой пьесой у артиста связан забавный случай. Однажды во время спектакля после реплики Матвеева (сеньора Монтекки): «Да, по этому поводу надо было бы выпить» - зрительница из первого ряда протянула артистам шампанское. Актерам что делать, взяли. Играют дальше. По тексту реплика: «Закусить бы…» Та же зрительница подносит к сцене коробку «Птичьего молока». Естественно, дальше играть невозможно. Актеры минуты три сценического времени смеялись, не могли успокоиться. Зрители экспромт оценили. В зале хохотали и громко аплодировали.
Курьезных случаев за театральную жизнь Владимира Гавриловича накопилось немало. Они происходят практически на каждом спектакле. То кто-то из актеров слова забудет, то у кого-нибудь штаны свалятся. Правда, артисты областного драматического профессионалы своего дела, так что выкручиваются на месте.
Владимир Матвеев большую часть своей сценической жизни провел в Амурском драматическом. До этого восемь лет играл в театре Комсомольска-на-Амуре. Во время гастролей Матвеева заприметил Николай Федорович Стародуб, директорствовавший в то время в амурском театре. Месяц за артистом ходил, даже труппу подговорил, чтобы убедили перейти к ним в театр. Уговорили. После на другие театральные сцены народного артиста зазывали не раз. Приглашали в театры Украины, Средней Азии, Сибири. Он отказывался. Артисту близка сцена амурского театра. Да и ролей у него здесь хоть отбавляй. Многие режиссеры специально приезжали и приезжают ставить роли на Матвеева. В частности, роль Тартюфа по пьесе Мольера.
Единственное, о чем сокрушается артист, прежде актеры шли на сцену ради ролей. Теперь вынуждены не служить театру, а в нем работать. Мысли о материальном, по мнению Владимира Гавриловича, не слишком способствуют творчеству.
«В моей семье театралов нет»
Любопытно, что стать актером Владимир Матвеев в детстве не мечтал. Задатки к лицедейству были, вот и решил паренек из приморской деревни поступать в Уссурийское культпросветучилище. Узнал про него будущий народный артист РФ из газеты «Красное Знамя». Проучившись в Уссурийске два с половиной года, получил диплом режиссера народного театра. После армии поступил на театральное отделение открывшегося во Владивостоке вуза.
- У нас в семье театралов нет, - улыбается артист. - Мои братья все шоферы. Интерес к театру прослеживается только у племянника. Он даже специально ездит во Владивосток, чтобы посетить театр Горького.
При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.