Разработана первая в мире прививка против смертельных бактерий

Разработана первая в мире мРНК-прививка против бактерий.

Первую в мире вакцину на платформе мРНК, которая на 100% эффективна против смертельных бактерий, разработали специалисты из Тель-Авивского университета и Израильского института биологических исследований разработали. В журнале Science Advances опубликованы результаты работы.

Ранее считалось, что мРНК-вакцины, например, прививки против коронавируса, могут использоваться для защиты от вирусов, но не против бактерий. Принцип платформы заключается в синтезировании частиц вируса в лабораториях, а затем их упаковка в липидные наночастицы. Эти частицы, попадая в организм, связываются с клетками человека и продуцируют вирусные белки. В этот момент иммунная система знакомится с вирусом и при попадании в организм настоящего патогена готова к борьбе.

Преимуществом этих вакцин, кроме их эффективности, является возможность разрабатывать их очень быстро - чтобы начать первое клиническое испытание, после публикации генетической последовательности вируса SARS-CoV2 потребовалось всего 63 дня.

Однако этот принцип теоретически не работал с бактериями, так как им не требуются клетки хозяина для производства собственных белков. При этом белки, вырабатываемые в микроорганизмах, из-за разной эволюции людей и бактерий могут значительно отличаться от белков, которые вырабатываются в клетках человека, даже если они базируются на той же генетической последовательности.

Для решения этой проблемы авторы разработали уникальные методы секреции бактериальных белков. На животной модели результаты показали выраженный иммунный ответ - в вакцине иммунная система идентифицировала белки как иммуногенные бактериальные белки. Для повышения стабильности бактериального белка и достижения того, чтобы он не распадался очень быстро внутри организма, ученые добавили в вакцину часть человеческого белка.

В эксперименте все невакцинированные животные погибли в течение недели, в то время как те, кто был привит, остались живы и здоровы. Как показал один из методов вакцинации, лишь одна доза обеспечивала полную защиту через две недели после ее введения. Это особенно важно для защиты от будущих вспышек быстро распространяющихся бактериальных пандемий.