Черная дыра поглотила звезду рядом с Землей

Астрономы зафиксировали ближайший к Земле случай поглощения звезды черной дырой.

Интереснейшее открытие сделали ученые Массачусетского технологического института. Они зафиксировали событие разрыва звезды черной дырой сравнительно недалеко от Земли - всего в 137 млн световых лет от нашей планеты. В истории наблюдений это самое близкое событие. Более того, наблюдение впервые сделано в инфракрасном диапазоне, чего не было никогда.

Подобное новшество открывает путь к открытиям массы событий приливных разрушений, которые раньше пропускали.

Около 100 событий приливных разрушений звезд черными дырами в центрах далеких галактик известно астрономам. Считается, что такие события происходят один раз в 10 тысяч лет. Звезда, пролетающая мимо черной дыры, захватывается гравитацией черной дыры и разрывается ею. Вещество звезды падает на дыру, вызывая вспышку энергии, которая наблюдается в рентгеновском и ультрафиолетовом или видимом диапазоне. В именно этих диапазонах и велись наблюдения за событиями приливных разрушений.

Ученые решили поискать признаки приливных разрушений в архивных данных телескопов с инфракрасными датчиками. Такие данные были найдены в данных телескопа NASA NEOWISE, и событие получило свой идентификатор - WTP14adbjsh. Вспышку зафиксировали в конце 2104 года, она достигла максимальной яркости к 2015 году, затем ее интенсивность начала спадать. Моделирование показало, что это не сверхновая. Динамика изменения яркости события с большой вероятностью соответствует явлению приливного разрушения звезды черной дырой.

Событие WTP14adbjsh не отразилось в рентгеновском и оптическом диапазоне. Исследователи считают, что так вышло, потому что галактика NGC 7392, в центре которой сверхмассивная черная дыра разорвала звезду, относится к звездообразующим галактикам. Там много пыли и газа - они поглощают коротковолновые излучения, но светятся ярко в инфракрасном диапазоне.

Открытие приведет к появлению новой методики поиска приливных разрушений звезд в инфракрасном диапазоне. Может оказаться, что таких событий намного больше, чем до сих пор считалось. В звездообразующих галактиках они были крайне редки, но теперь ученые знают, как их найти.

Событие приливного разрушения оказалось всего на 25% удаления по сравнению с предыдущим самым близким подобным событием. Фактически они произошло на "заднем дворе" Земли, как выразились авторы. В этом хорошего мало. Если вспышка от поглощения произойдет ближе и будет направлена на Землю, планета может получить опасную дозу радиации. А масштаб потенциально бедствия все же лучше понимать заранее.