Первый симптом деменции назвали россиянам

Это заболевание неизлечимо, но есть лекарства, замедляющие его развитие.

Биомаркеры, по которым можно предсказать деменцию за десять лет, обнаружили ученые из Китая. Это поможет медикам. О симптомах этой болезни пишет РИА Новости.

В больницу для обследования поступает женщина 70 лет. Родные в последние четыре года заметили за ней странности. Она быстро забывает, о чем был разговор, теряет вещи, подозревая  в краже членов семьи. Не помнит о собственных планах. На хорошо знакомом маршруте может заблудиться. Путается в воспоминаниях. При этом сама не осознает проблем.

Это симптомы болезни Альцгеймера, которая возникает обычно у людей старше 65 лет и приводит постепенно к распаду личности. В развитых странах население стареет, а значит, таких пациентов становится все больше. После 90 лет - каждый пятый.

Заболевание неизлечимо, однако есть лекарства, которые могут замедлить его развитие. Важно поставить диагноз как можно раньше, чтобы отсрочить деменцию. Проблема заключается в том, что порой до первых симптомов проходит много лет, а когда человек обращается за помощью, уже слишком много нейронов погибло в мозге.

Время от времени ученые выявляют те или иные биомаркеры деменции. Сейчас ясно, что нет какой-то одной молекулы, связанной с патологией. Рассматривать нужно ряд признаков, по которым возможен скрининг. Помогает в этом протеомика - наука о всей совокупности белков в тканях.

Ученые из Китая проанализировали данные о 1463 белках в плазме крови более чем 52 тысяч человек. Среди участников исследования не было страдающих деменцией. В течение следующих 14 лет заболели 1417.
Патология проявлялась в среднем в возрасте 66 лет. Болезнь Альцгеймера  - у 691 человека.

Много белков, связанных с деменцией любого типа и болезнью Альцгеймера, обнаружили ученые. GFAP, NEFL, GDF15, LTBP2 лучше всего предсказывали патологию. Причем эти биомаркеры по отдельности не столь информативны.
Например, GFAP, или глиофибриллярный кислый протеин, концентрируется в глиальных клетках мозга и почти не попадает в кровоток здорового человека. Если его обнаружили, значит,  что-то не так с нервной системой. Было установлено, что его высокая концентрация в крови повышает риск деменции более чем в два раза. Вместе с белком NEFL он еще точнее указывает на болезнь. Но  недостаточно только биомаркеров, отмечают авторы работы. Деменция - заболевание многофакторное, имеющее разнообразные симптомы.

Доктор медицинских наук, профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии Первого МГМУ имени И. М. Сеченова Владимир Захаров говорит, что для диагностики болезни Альцгеймера исследуют спинномозговую жидкость. Относительно биомаркеров крови, пока нет надежного метода. По его словам, нигде не диагностируют когнитивные заболевания по крови, хотя это возможно теоретически.
Профессор отмечает, что первый симптом Альцгеймера - повышенная забывчивость, когда человек говорит одно и то же, повторяет вопрос, в магазине покупает то, что уже купил. В первую очередь при сосудистой деменции  трудно концентрироваться, при умственной работе наступает быстрая усталость, туман в голове.
По словам Владимира Захарова, все начинается вполне безобидно. Вроде бы сохраняется интеллект, человек работает, самостоятелен. Не каждый пойдет к врачу из-за забывчивости. Болезнь между тем прогрессирует, ежедневно мозг теряет нервные клетки.

Болезнь в какой-то момент буквально наваливается, на глазах личность распадается, наступает деменция. Сейчас больше внимания уделяется умеренным когнитивным нарушениям. Это промежуточное состояние между явной патологией и нормой, когда появляются первые симптомы, но человек еще сохраняет самостоятельность и независимость, не нуждается в посторонней помощи.

Врач на этом этапе еще не уверен в диагнозе, болезнь может развиваться по-разному. Но ее уже надо лечить.
Замедляют прогрессирование патологии, например, препараты, сочетающие мемантин и мелатонин.

В то же время важно вести здоровый образ жизни, поддерживать регулярные умственные и физические нагрузки, отказаться от вредных привычек, так как кроме генетической предрасположенности,  способствуют деменции повышенное кровяное давление, сахарный диабет, высокий холестерин. Среди факторов риска - травмы, низкий уровень интеллектуальной активности и образования.