Амурские ученые не нашли учителей с низкой стрессоустойчивостью

Амурских учителей проверили на стрессоустойчивость. Исследователи протестировали педагогов одного из лицеев областного центра. 

Работа в удовольствие

По мнению многих школа - это очень нервное место для работы. Заместитель председателя правительства Амурской области - министр образования и науки региона Светлана Яковлева проработала учителем много лет, и с такой точкой зрения не согласна.

- Я считаю, что понятие стрессоустойчивости относится не к профессии, а к человеку, это характеристика личности. На мой взгляд, такое качество нужно любому человеку. Если человек не стрессоустойчив и сам это понимает, то он не пойдет в ту или иную профессию, - рассуждает Светлана Яковлева. - А если ты любишь свою профессию, то трудности не являются стрессом. И как учитель, который отработал в школе почти 20 лет, я могу сказать, что у меня стрессов в отношении педагогической деятельности не было. Да, были сложности и трудности. В обществе есть мнение: «Работа в школе - это сплошной стресс». Нет! В школе хорошо, и все дети - хорошие! Умение выходить из конфликтов - это целая наука конфликтология. Умению управлять эмоциями можно научиться. И педагог своим примером тоже должен этому научить ребенка. 

Исследование

Стрессоустойчивость и умение держать себя в руках постоянно изучают психологи. Не исключение - и амурские специалисты. Они протестировали с помощью специальных методик учителей одного из благовещенских лицеев и опубликовали статью с результатами своих изысканий. Всего охвачено 30 педагогов, из которых 28 женщин и двое мужчин. Возраст - от 22 до 57, стаж работы - от года до 33 лет. Ни у кого из них исследователи не выявили низкой стрессоустойчивости. Показатели «ниже среднего» или «чуть ниже среднего» - суммарно у 13,3% педагогов, еще у 10% - «средний». Большинство учителей со стрессом справляются «чуть выше среднего» или «выше среднего». А у 13,3% отмечен высокий уровень стрессоустойчивости. 

- В последнее время и в школе, и в вузе идут серьезные изменения - учебного процесса, нормативной документации. И у учителей появляется дополнительная нагрузка. Поэтому нужно по-новому учиться планировать, организовывать свою работу, предвидеть результаты, - объясняет один из авторов работы, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и педагогики АмГУ Екатерина Павлова. - Подготовка к ЕГЭ также дает очень много дополнительного стресса - здесь я соглашусь и как мама студента, и как профессиональный психолог. Но школа к этому процессу уже адаптировалась, ведь ЕГЭ введен достаточно давно. Стресс - это явление хорошее до тех пор, пока оно работает на мобилизацию наших сил, чтобы быстрее и эффективнее работать, воспринимать жизнь как насыщенную. Если стресс слишком сильный или слишком долгий, то он приносит ущерб организму, психике. 

Само исследование посвящено не только стрессоустойчивости, но и саморегуляции. То есть умению противостоять стрессовым ситуациям или вообще не допускать их. Как объяснила Екатерина Павлова, саморегуляция складывается из нескольких составляющих: умения планировать свое время, предвидеть результаты своих действий, оценивать достигнутые результаты, менять свое поведение в зависимости от ситуации, проявлять гибкость и самостоятельность. Оказалось, что среди исследованных педагогов высокий уровень саморегуляции - у каждого третьего, а у 60% - средний. 

- Меня заинтересовал факт взаимосвязи стрессоустойчивости учителей и такого личностного свойства саморегуляции, как самостоятельность, - рассказал еще один автор исследования Дмитрий Воропай. - Исследование показало, что чем выше у каждого конкретного педагога показатели самостоятельности, тем выше его стрессоустойчивость. Наверное, стоит обратить на это внимание, и пожелать нашим учителям проявлять больше самостоятельности в своей непростой, но такой интересной и важной для всего общества творческой профессии.

Газета "Телепорт", фото: amurobl.ru

При использовании материалов активная индексируемая гиперссылка на сайт ТЕЛЕПОРТ.РФ обязательна.

Новости